Яблоки и Горгона: секреты удачного логотипа

Яблоки и Горгона: секреты удачного логотипа

Логотип — зеркало компании: как утверждают рекламщики, он говорит о вашей фирме гораздо больше, чем вам кажется. Практически любая его деталь — цвет, форма, шрифт — может нести скрытое послание клиенту. И для судьбы вашей фирмы важно, чтобы это послание было осмысленным и правильным: удачный логотип сильно повышает узнаваемость бренда и привлекает к себе внимание нужной вам аудитории. Предлагаем вам восемь правил создания правильного фирменного знака вашей компании.

1. Учитывайте сферу бизнеса

Внешний вид эмблемы компании должен соответствовать отрасли, в которой она работает. «Если у вас серьезный бизнес, связанный с производством, то вам подойдут основательные, прямоугольные, футуристические формы,— говорит частный дизайнер Лена Гордон.— А вот если вы занимаетесь гламурной одеждой, тогда нужны завитушки, цветочки, лепесточки». Правда, в нашем отечестве есть и антипримеры — многие вспомнят морду овчарки, грустно глядевшую на человека девяностых с детского рисунка — логотипа товарной биржи «Алиса». Однако в наше время такие примеры вряд ли удастся найти — подросшая культура бизнеса требует, чтобы клиент сразу же получал адекватное представление о фирме.

2. Обращайтесь к дизайнеру с ясно сформулированными требованиями

Будет лучше, если вы придете к художнику уже с готовым видением того, что вам нужно. Но для того, чтобы его сформировать, вам потребуется изучить примеры других компаний. «Нужно заранее набрать базу логотипов, которые вам нравятся,— говорит руководитель отдела дизайна и полиграфии рекламной компании «Вера-Олимп» Никита Семаго.— Причем не обязательно это должны быть компании, которые работают в той же сфере, что и вы. Несите художнику все, что, как вам кажется, соответствует идее вашего бизнеса». Впрочем, тут важно не впасть в откровенный плагиат. Особенно в том случае, если вы собираетесь регистрировать получившийся шедевр в качестве товарного знака: если он уж слишком напоминает лого известных марок, вам могут отказать в регистрации.

3. Используйте один или два цвета

Более двух цветов используют в основном инновационные компании, стремящиеся подчеркнуть свою нестандартность (самые яркие примеры — Google и Microsoft) или фирмы, чей бизнес имеет отношение к индустрии развлечений (особенно к телевидению — вспомните логотип NBC). Еще одно исключение — компании, занимающиеся оперативной полиграфией: тут уж сам бог велел изобразить всю палитру красок. Но таких фирм немного — всего 5%. «Попугайность» не в моде: 95% компаний в наши дни пользуются одно- или двухцветной гаммой. Это придает логотипу строгость и позволяет акцентировать те цвета, смыслом которых вы хотите воспользоваться. «Двухцветная гамма оптимальна не только по эстетическим, но и по чисто техническим причинам: часто возникает необходимость распечатывать документы со знаком вашей компании на черно-белом принтере, и любые разноцветные картинки выйдут темными и неряшливыми,— говорит Семаго.— Нельзя забывать и то, что многоцветные знаки на темном фоне, который часто используют в буклетах, выглядят иначе, чем на белом. Один цвет должен быть акцентарным: вы сможете использовать его в ваших проспектах, плакатах, флаерах и т. п.».

4. Помните, что у цветов есть семантика

Тройка лидеров среди цветов, задействованных в логотипах компаний,— это синий (33%), красный (29%) и черный или серый (28%). Еще 13% компаний используют желтый. Остальные цвета востребованы ничтожной долей фирм — на зеленый, фиолетовый, розовый приходится не более 5%. Объяснение здесь довольно простое: цвета-лидеры наиболее заметны и бросаются в глаза. При этом каждый из них несет свое скрытое послание потребителю. Красный энергичен и агрессивен: это частый цвет лого автомобильных марок (Toyota, Jaguar, Audi). Его любят марки, подчеркивающие современность, пропагандируют энергичный образ жизни (Canon, Coca Cola, MTV, Red Bull, из российских — МТС). Вместе с тем красный часто воспринимается как молодежный цвет (еще более молодежным является сочетание красного и желтого): он не подходит компаниям, чей бизнес хочет подчеркнуть «умеренность и аккуратность». Здесь лучше подойдет синий — он успокаивает и настраивает на приятное. Это лучший цвет для технологических компаний (Intel, IBM, Samsung, Siemens): он отливает металлом и стеклом. Среди автомобильных компаний его любят те, кто подчеркивает не энергичность, а простоту и надежность (Ford, BMW, Volvo). За те же качества его любят банки (Deutsche Bank, ВТБ), платежные системы (Visa, PayPal, Webmoney) и почтовые службы (вспоминаем синего орла на лого «Почты России»). Синий настраивает на позитивное общение, недаром он лидер среди лого социальных сетей (Facebook, Twitter, Flickr, «Вконтакте»). Черный цвет — минималистичен и точен: пользоваться им надо с большой аккуратностью, поскольку он легко может добавить оттенок мрачности. Он акцентирует качество и представительность (Mazda, Mercedes Benz, Nike). Однако в большинстве случаев черный не используется как основной цвет — он служит в основном для выделения надписей (Renault, Lego). Желтый — это идеальный цвет для компаний пищевой отрасли (McDonalds, Burger King, Subway) и индустрии развлечений.

5. Решите, что важнее: картинка или текст

41% компаний использует в логотипах только текст: это решение, конечно же, сильно повышает узнаваемость бренда, но, увы, сводит к минимуму скрытое послание потребителю. Небольшим фирмам этот вариант можно порекомендовать еще и потому, что они редко располагают действительно опытным художником: удачный текстовый логотип сделать намного проще, чем хороший графический. Подавляющее большинство мелких (да и не только мелких — YouTube, Skype, «Яндекс», Yahoo!) сетевых компаний и сервисов выбирают именно этот способ. Конечно, в целом сочетание картинки и текста оптимальнее для восприятия, но тут многое зависит от умения дизайнера расположить их относительно друг друга. «Но для небольших компаний ситуация не так критична: в основном достаточно поступить, как сделал один мой друг-предприниматель: нарисовал в Corel „зюзюку” и подписал под ней красивое слово»,— говорит Никита Семаго. В качестве примера дизайнер приводит удачнейший логотип компании Nike, который был сделан непрофессиональным художником, но вполне заслуженно превратился в один из самых узнаваемых товарных знаков нашего времени. «А логотип студии Disney, создатель которой просто расписался на листе бумаги?» — напоминает эксперт.

6. Использовать название компании желательно, но не обязательно

Это может показаться странным, но 9% компаний (и среди них такие, как Apple и Starbucks) вовсе не используют свои названия в логотипах. Забавно, что фактически эта форма логотипа — самая древняя: над ремесленными цехами в средневековых городах висели выполненные из жести изображения товаров, которые производили здесь: башмак, булка хлеба, нож, кафтан... Но тогда все было гораздо проще: каждый цех выступал как единая компания, имеющая монополию на производство своего продукта. Но в наши дни фирма, которая решит изобразить на своем логотипе носок, поступит довольно глупо: рынок любых товаров огромен, и никто вашего названия при виде логотипа автоматически не вспомнит. Вот почему если вы решили ограничиться только картинкой, следует взять простой и яркий образ. Знаменитый радужный логотип Apple, разработанный Робом Яновым в 1976 году, как бы говорил покупателю: «Мы — нестандартная компания, от нас можно ждать многого». Однако здесь все зависит от того, насколько удачна сама картинка и точно ли ваш бизнес необычен. Наш совет: лучше не рисковать и выбрать вариант текста с картинкой или текстового логотипа.

7. Выберите правильный шрифт

Шрифт критически важен, особенно в том случае, если вы выбрали текстовый вариант логотипа. Однако здесь все гораздо проще, чем с цветом или картинкой: шрифты так же легко увязать с конкретным видом бизнеса, как прямоугольные формы или рюшечки. Лучше не пользоваться готовым шрифтом, особенно известным — если название компании будет набрано приевшимися Times New Roman или Arial, вас сочтут лентяем и человеком, начисто лишенным вкуса. Оптимально использовать шрифты в меру вычурные или даже собственные, получить которые, кстати, можно, слегка видоизменив какие-нибудь не слишком очевидные стандартные

8. Вам нужна оригинальная картинка

Это самый сложный пункт. Примеры того, насколько оскорбительным и смешным можно случайно сделать свой логотип, можно посмотреть здесь. Если уж вы решили, можете черпать вдохновение в образах кинокартин, мультфильмов, популярных в интернете картинок. Если у вас не получилось найти хороший образ с первого раза — не отчаивайтесь: многие из самых талантливых логотипов стали такими путем сложной эволюции. «Мало кто вспоминает, что изначально логотип Apple отличался чудовищным нагромождением деталей: на развернутом пергаменте сидел под деревом Исаак Ньютон и откусывал от яблока,— говорит Лена Гордон.— Что от него оставил Янов, решивший сделать из этого полотна емкий и простой образ? Правильно: надкушенное яблоко». Иногда дизайнеры используют в качестве отправной точки для поиска идеи классические произведения искусства. Например, создатель логотипа Starbucks использовал для ставшего знаменитым логотипа голову сирены с собора Святой веры в эльзасском городе Селеста. А автор логотипа Versace и вовсе позаимствовал лицо медузы Горгоны.

Дарья Маслова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Пять упражнений, которые помогут найти ваше предназначение
Пять упражнений, которые помогут найти ваше предназначение
Ресурсы
Сосредоточьтесь на себе. Найдите то, что любите. И начните двигаться к своему предназначению.
Горькая правда о тридцатилетних
Горькая правда о тридцатилетних
Правила игры
Инфантильные мужчины ждут заботливую «мамочку». Женщины ждут умственно отсталого олигарха, чтобы запрыгнуть ему на шею и не работать. Никто не хочет делать, дарить, отдавать!
Семь уловок, которыми мы обманываем сами себя
Семь уловок, которыми мы обманываем сами себя
Правила игры
Причина нерешительности и бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли распознать и победить ту ложь, которую подсовывает наше услужливое сознание.
Двадцать пять мудрейших цитат Конфуция
Двадцать пять мудрейших цитат Конфуция
Ресурсы
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
Пятьдесят Способов самосовершенствования
Пятьдесят Способов самосовершенствования
Ресурсы
Надо научиться избегать так называемого «общества». Семья – лучшая компания.
Десять шагов к незаурядности
Карьера
Если вам надоело плыть по течению и не хватает в жизни драйва — значит пора свернуть с посредственной дороги и пойти по тропе незаурядности.
Восемь вариантов начать свое дело, не имея стартового капитала План на пять лет Десять плохих советов, которые вы услышите, прежде чем достигните своей цели Странные слова: Безумные фразы, которые помогли получить работу Как нравиться людям: шесть научно обоснованных приемов
Стартапы-киллеры: куда исчезают предприниматели?
Рынок услуг
Инновации – главный фетиш бизнеса. И, наверное, поэтому страсть к инновациям – одна из самых распространенных и опасных болезней начинающих предпринимателей. 
Семь вопросов, которые дадут революционный эффект Вашей рекламной кампании Семь практических способов работать меньше, а получать больше Реклама на асфальте - дешево и законно Семь приемов для увеличения прибыли заведений общепита  Опыт бизнесмена по открытию автомойки
Пятьдесят Способов самосовершенствования
Пятьдесят Способов самосовершенствования
Ресурсы
Надо научиться избегать так называемого «общества». Семья – лучшая компания.
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus