Недавно специалисты Федеральной налоговой службы заявили, что в Государственном кадастре недвижимости нет данных о правообладателях чуть ли не половины (а в 18 регионах и более 50%) объектов недвижимости. В Московской области неизвестны собственники 40% земельных участков. Проблема для чиновников - в том, что налог на недвижимость по сути в этом случае требовать не с кого.
Эксперты объясняют сей интересный поворот дел тем, что данные в кадастр попадают из Бюро технической инвентаризации (БТИ) и Единого госреестра правообладателей (ЕГРП). При этом мало того, что последний существует только с 1998 г. и в нем не учтена ранее зарегистрированная в БТИ собственность, так еще и владельцы собственности вовсе не обязаны обращать внимание на ГКН и ЕГРП, если их права подтверждены свидетельством о собственности.
Казалось бы, если с 1998 года это никого не взволновало, зачем поднимать шум сейчас? Как всегда, все просто: обсуждавшийся с 2004 года налог на недвижимость физических лиц, призванный заменить ныне существующие налог на имущество и земельный налог, предполагается ввести в ближайшее время. Предполагается, что соответствующий федеральный законопроект будет принят не раньше 2014 года, вступит в силу не раньше 2015 - соответственно, квитанции на уплату нового налога посыплются в почтовые ящики граждан с 2016 года.
Согласно законопроекту, ставка нового налога будет определяться из кадастровой (максимально приближенной к рыночной) стоимости недвижимости. На жилые помещения стоимостью менее 300 млн. руб. она составит 0,1% от стоимости, на иные здания - 0,5%. Для недвижимости дороже 300 млн. ставка будет варьироваться от 0,5 до 1%, при этом точное значение определят местные власти. Кроме того, для каждого собственника будет действовать «налоговый вычет»: 20 кв. м жилья облагаться налогом не будут.
Сегодня налоговые отчисления за недвижимость составляют около 20 млрд. рублей - но с введением нового налога законодатели надеются увеличить эту сумму в 5-6 раз. Учитывая количество «неизвестных собственников» недвижимости, подобный оптимизм представляется несколько преждевременным. Чтобы исправить положение, Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, 2014-2019 годы», которая направлена на объединение Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним(ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) в единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН).
Интересно, что законодатели и сторонники новой системы налогообложения приводят в пример западные страны, где налог на недвижимость является основным источником поступлений в местные бюджеты. Так, в некоторых штатах Австралии поступления от него составляют более 90% местного бюджета, в США - 75%, в Канаде - до 80%. Но, согласно ежегодному обзору исследовательского института Credit Suisse, ситуация в России кардинально отличается от ситуации в перечисленных странах. Уровень имущественного неравенства у нас - один из самых высоких в мире.
По подсчетам экспертов, 35% всех национальных активов России принадлежат 110 миллиардерам. Если в остальном мире на каждые 170 млрд. долларов богатств приходится один миллиардер, то у нас один миллиардер приходится на 11 млрд. долларов богатств. К сверхсостоятельным гражданам эксперты Credit Suisse отнесли тех, чье состояние превышает 1 млн. долларов - и, если в США такие люди составляют более 3% населения, то в России - мизерные 0,05%. Авторы обзора предполагают, что ситуация будет, скорее, не выравниваться, а усугубляться, и объяснют это высокой степенью защиты интересов крупного бизнеса со стороны государства.
Таким образом, в свете подобных особенностей финансовой ситуации в стране надеяться на то, что сверхсознательные собственники сами стройными рядами потянутся вносить сведения о недвижимости в ГКН, несколько наивно. Поэтому уже продумывается система, которая сделала бы поступление данных в ГКН обязательной. Директор департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин предлагает, как ему кажется, оптимальное решение: «Единственный выход - установить, что, если до определенной даты, например до 2020 г., собственник не зарегистрировал свои права, муниципалитет вправе запустить процедуру признания такой недвижимости бесхозяйной». Насколько такой шаг помог бы решить проблему - вопрос пока открытый.