Почему деньги делают нас нерациональными

Почему деньги делают нас нерациональными

Многие уверены, что деньги пробуждают расчетливость, вдохновляют на рациональные и прагматичные решения, но новые исследования говорят, что деньги играют противоположную роль: вводят нас в состояние, подобное наркотическому опьянению, и толкают на иррациональные поступки. Надеется, что предлагаемый ниже список негативных последствий, к которым может привести излишнее пристрастие к купюрам, позволит вам лучше контролировать себя. 

1. Чувство отрешенности

Сама мысль о деньгах может превратить нас в негодяев. Наши социальные навыки рассыпаются, когда нам напоминают о деньгах и богатстве. Профессор маркетинга Кэтлин Вос показала, что люди, которым демонстрируют деньги, вдруг становятся менее склонны помогать другим. И даже тонкие намеки на деньги подталкивают нас к эгоистичному поведению.

В эксперименте добровольцам показывали разные объемы денег. После этого лаборант, который нес горстку карандашей, "случайно" натыкался на них и рассыпал все по полу. Добровольцы, которым денег до этого не показывали, были более склонны помочь, чем те, кому показывали небольшие суммы. А эти последние были более сочувственны, чем те участники, которым показали много денег. Вос также показала, что когда люди думают о деньгах, они предпочитают одиночные занятия и менее склонны к физической близости. В то же время напоминания о деньгах могут вызывать и позитивные изменения. Когда в мозгу появляется мысль о деньгах, люди работают более усердно над сложными задачами и готовы брать на себя больше работы. Напоминания о деньгах могут повысить личную производительность, правда, в ущерб нашим межличностным навыкам.

2. Дурное поведение

Деньги также мешают нам выносить моральные суждения. Недавнее исследование ученых из Гарварда и Школы бизнеса Дэвида Экклса показало, что даже мысли о деньгах повышают вероятность лжи или аморальных решений. А два года назад исследователи из Беркли продемонстрировали, что люди, водящие дорогие машины, в четыре раза чаще подрезают водителей менее статусных автомобилей.

К жадному или эгоистичному поведению вынуждают не деньги сами по себе. Причина не столько в принадлежности людей к высшему классу, сколько в том, что они соглашались с Гордоном Гекко из фильма "Уолл-стрит" в том, что жадность — это хорошо. Когда исследователи изучили связь между представлениями о жадности и неэтичным поведением, оказалось, что тут социальный статус уже не значим. Иными словами, богатые люди пользовались другими в своих интересах потому, что считали эгоизм и жадность приемлемыми, а не потому, что у них больше денег или выше статус.

3. Как наркотики

Многие люди одержимы деньгами и их приобретением — что часто внушает подобное наркотическому опьянению ощущение. Психологи предполагают, что это атавизм, запрограммированная в мозг эмоциональная реакция, восходящая к тем временам, когда нашими предками руководила потребность в пище. Как говорят исследователи, "стремление к деньгам — это современная производная от стремления к пище".

Конечно, деньги сами по себе не вызывают привыкания. Как отмечал психолог Тайан Дейтон, тут скорее речь идет об особых поведенческих расстройствах. "Одержимость определенной деятельностью, будь то просмотр порно, постоянное стремление что-то есть или жажда денег, может запускать в мозгу или теле создание определенных веществ вроде дофамина, а те вызывают ощущение "кайфа", сходное с наркотическим". Жизнь такого наркомана все больше строится вокруг злоупотребления объектом его желания.

4. Неровное мышление

Деньги часто подталкивают к иррациональным мыслям и поступкам. Дэниел Канеман, лауреат премии имени Нобеля по экономике, показал, что деньги приводят к сбоям в мышлении, к поразительно неверным суждениям и решениям. К примеру, мы очень по-разному реагируем на потери и прибыль. Чувство утраты причиняет больше боли, чем приобретение — удовольствия. Он даже рассчитал эту разницу. Если бы я потерял $100 сегодня, я бы почувствовал боль этой утраты. Но если бы завтра я нашел деньги, то мне пришлось бы найти больше $200, чтобы возместить себе горечь утраты ста долларов. И последствия такого отношения могут быть катастрофичными.

Увы, эта установка запрограммирована у нас в мозгах, и такие ошибки совершают, например, и обезьяны. Поэтому решение в том, чтобы просто знать об этой проблеме, осознавать ее. Мы не можем изменить себя, но зная свои когнитивные ограничения, можем выстроить вокруг себя такую среду, которая предупреждает ошибки.

5. Деньги мешают быть счастливыми

Как ни странно, деньги наносят ущерб нашей способности наслаждаться простыми жизненными вещами. Исследователь Джорди Квойдбах показал, что деньги мешают наслаждаться повседневными позитивными эмоциями и переживаниями. В выборке из работающих взрослых более состоятельные участники сообщили о более низкой способности к такому наслаждению. Более того, негативное влияние богатства на эту способность подрывало позитивное влияние денег на уровень счастья.

Поэтому, к примеру, люди, которым напоминают о больших деньгах, менее способны получить удовольствие от шоколадки, которую им предложили. Это подтверждает и тезис о том, что доступ к самому лучшему может подорвать нашу способность получать удовольствие от мелочей.

Учитывая, какой вредный эффект деньги порой оказывают на нашу когнитивную систему, нашу рациональность, производительность и доброту, не совсем ясно, как же к ним правильно относиться.

Исследователь Элизабет Данн выдвигает восемь принципов, помогающих потребителям получать больше радости за те же деньги:

1. Покупайте меньше материальных товаров и больше — впечатлений.

2. Используйте свои деньги на благо другим, а не себе.

3. Покупайте много приятных мелочей, а не малое количество крупных приятностей.

4. Отказывайтесь от расширенных гарантий и прочих форм переплаты за страховку.

5. Откладывайте потребление.

6. Думайте о том, как побочные особенности ваших покупок могут влиять на вашу повседневную жизнь.

7. Осторожнее со сравнением цен и товаров.

8. Обращайте внимание на то, за счет чего счастливы другие люди.

Дарья Маслова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Производство
Гибкий камень появился на рынке строительных материалов сравнительно недавно. Своей необычностью и уникальными характеристиками он практически сразу же привлек внимание дизайнеров и архитекторов.
Летний душ для дачи
Летний душ для дачи
Рынок услуг
Сегодня выбор дизайнерских решений, стройматериалов и готовых кабинок настолько велик и доступен, что душевая на улице может стать гармоничным, и даже стильным элементом на дачном участке.
Как создать искусственный спрос на продукт
Как создать искусственный спрос на продукт
Правила игры
Вам нужно создать некую ценность в глазах целевой аудитории и предложить рассказать об этой ценности местным лидерам мнений.
Бизнес-план: пчеловодство
Бизнес-план: пчеловодство
Рынок услуг
Разведение пчел как бизнес– достаточно привлекательная идея, так как мед всегда востребован. Его можно продавать таким, как есть, делать смеси с пыльцой или маточным молочком.
Простые шаги к большим целям
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер Пятнадцать технических приемов продаж Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Ресурсы
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни люди нравятся всем вокруг, не прилагая никаких усилий? А другим, несмотря на старания, так и не удается завоевать расположение окружающих.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus