Пилотам урежут отпуск из-за нехватки кадров?

Пилотам урежут отпуск из-за нехватки кадров?
Пилотам урежут отпуск из-за нехватки кадров?

"Аэрофлот" хочет сократить отпуска пилотов, которые составляют до 70 дней. Российские авиакомпании испытывают дефицит кадровых летчиков и уже не первый год пытаются решить эту проблему различными и зачастую противоречивыми способами. Перевозчик уже предлагал приглашать иностранных пилотов, теперь хочет увеличить нагрузку на уже работающих.

Как сообщают "Ведомости", авиаперевозчик просит Верховный суд отменить приказ Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. № 50 о дополнительных отпусках летному составу за работу в особых условиях. Также "Аэрофлот" отправил письмо в Минтранс с просьбой отменить приказ, говорится в заявлении. Правда, письмо было отправлено тоже 10 сентября, поэтому "отчет до настоящего времени не получен", пишет "Аэрофлот".

Читайте также: Авиакомпании "пролетают" мимо праздников

В заявлении утверждается, что приказ и поправки противоречит Трудовому кодексу. По правилам пилоты имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12-36 рабочих дней в зависимости от налета, а в Трудовом кодексе говорится о том, что отпуск начисляется в календарных днях, а продолжительность устанавливается работодателем и не может быть меньше недели. 

В заявлении "Аэрофлот" указывает также на острый дефицит летного состава. Осенью крупные российские авиакомпании попросили Министерство транспорта и Госдуму разрешить им нанимать на работу иностранных пилотов.

В России сейчас насчитывается более 14 тысяч пилотов, при этом каждый год из компаний уходит до 700 пилотов, а приходит значительно меньше. Текущий дефицит - свыше 2,5 тысяч летчиков. В самом Аэрофлоте говорят о нехватке порядка 150 капитанов воздушного судна, а в целом по России надо бы наскрести еще 800 пилотов.

Это интересно: "Аэрофлот" настаивает на моногамии

Привлечение иностранцев - тоже не выход. Дело в том, что дефицит фиксируется не только в России, но и в мире, то есть привлекать некого. Толковые специалисты разобраны. По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно отрасли не хватает более 8 тысяч пилотов. То есть иностранцы с загнивающего запада поедут в РФ только в случае полного и окончательного разложения капитализма. А сейчас в эту "дикую Россию" - только за деньгами и с "жирным" соцпакетом. В этой ситуации нетрудно представить, кто именно может прийти в российские компании из иностранцев - это летчики из самых низкооплачиваемых авиакомпаний СНГ.

Естественно, что против этого выступают и профсоюзы. Сейчас в условиях дефицита между авиакомпаниями ведется конкурентная борьба за пилотов и заработные платы являются в ней основным оружием. Эта ситуация устраивает профсоюзы, но в перспективе может негативно влиять на конкурентоспособность отечественных авиакомпаний.

Поэтому сокращение отпусков - попытка решить давно перезревший вопрос дефицита высококвалифицированных сотрудников за счет увеличения рабочего времени уже работающих. В наступающем году ОАО "Аэрофлот" планирует перевезти около 21 миллиона пассажиров, что на 19% больше, чем в нынешнем году, причем основной прирост по доходам и расходам предполагается получить за счет роста объема работ. Но летчики - не землекопы, они отвечают за жизни сотен людей, работая в экстремальных по уровню нервно-психологических нагрузок условиях.

Еще по теме: Не хочешь лететь - заплатишь

Общий отпуск пилотов составляет порядка 70 рабочих дней, причем в Аэрофлоте особо подчеркивают, что отпуск у них больше, чем в Lufthansa (48 дней). "В Lufthansa отпуска меньше, но больше выходных - в среднем на девять дней в месяц", - парирует один из пилотов "Аэрофлота".

Экономия на отмене приказа составит сотни миллионов рублей в год, отмечает президент Шереметьевского профсоюза Дмитрий Дельдюжов. По его словам, уже сейчас в России у летного состава 131 день отдыха в году, а у обычного работника на земле - 136.

Если Минтранс примет поправку и отпуск будет равен 48 дней, то пилоты получат 52+48=100-8 =92 дня официального отдыха в отличии от 136 у не пилотов. Это связано с тем, что пилот имеет всего 3-4 официальных выходных дня в месяц. Остальные выходные таковыми не являются. Часть выходных приходится на так называемый "отсыпной", то есть день отдыха после ночного рейса. Но он по понятным причинам не считается выходным, уточняет профессиональный пилот гражданской авиации и блоггер letchikleha.

Гендиректор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев отмечает, что российские пилоты часто спят во время полетов из-за переработок. На переработки их толкает позиция компаний, которые стимулируют стахановцев финансово.

Читайте: Россия устремилась в "открытое небо"  

"От количества часов пилотных зависит заработная плата летчиков. Народ немного увлекается - это раз, а второе - пользуется тем, что идет нехватка пилотов. В связи с этим даются какие-то определенные дополнительные наработки. Если бы пилотов хватало с запасом, то, конечно, таких бы случаев не было. Но здесь опять жадность наших авиакомпаний. Есть мощности, давайте, набирайте людей, платите, если хотите, чтобы они работали в вашей компании. Заплатите за них, и они будут учиться, завершили программу - они пошли к вам работать", - говорит Горбачев.

Довольно настороженно относится к инициативе в Росавиации. "Изменения в график труда и отдыха пилотов должны вноситься на научной основе, после серьезного исследования. Здесь нельзя принимать волевых решений, иначе эта проблема выльется в очередные авиапроисшествия", - заметил глава ведомства

В ведомстве предлагают классический проверенный способ решения кадровых проблем отрасли - расширить набор летчиков и увеличить бюджет на подготовку авиационного персонала в 2013 году. Росавиация планирует довести прием на летные специальности до 1000 человек, на что дополнительно потребуется до 2,5 миллиардов рублей.

Основная проблема отечественных летных училищ - малый налет. Добрать его можно было бы на региональных линиях, но они у нас практически развалены. Садиться же за штурвал тяжелого "дальнобойщика" малоопытным пилотам нельзя. Таким образом традиционный цикл подготовки высококлассного опытного пилота гражданской авиации оказался нарушен. Можно предположить, что некоторая часть российских граждан, самостоятельно учится в западных летных школах. В перспективе они могли бы вернуться на родину, если заинтересованность в них появится у российских компаний.

Еще: Авиакомпании "пролетают" мимо праздников

Вопрос отмены приказа о предоставлении дополнительных отпусков обсуждается. Но решаться он должен вместе с профсоюзами, отмечают в Минтрансе. При этом авиакомпания готова привлечь пилотов на свою сторону, обещая увеличить зарплаты летчиков на 20% в случае сокращения отпуска.

Нетрудно заметить, что российский воздушный монополист бьет в одну точку. Нынешние высокие заработные платы российских пилотов для перевозчиков, по всей видимости, как кость в горле. Сокращение отпусков может спровоцировать отток высококвалифицированных пилотов в иностранные авиакомпании. А это вновь увеличит дефицит в РФ и прежнее предложение "Аэрофлота" о привлечении в качестве пилотов лиц с иностранным гражданством может быть "вынужденно" принято. И вновь можно будет экономить на зарплатах.

Владимир Шабанов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus