Как СССР обменял водку на "Пепси"

Как СССР обменял водку на  Пепси
Как СССР обменял водку на "Пепси"

16 ноября 1972 года американская компания PepsiCo объявила о продаже со следующего года в СССР пепси-колы, опередив основного конкурента Соса-Соla. Производство "Пепси-Колы" в СССР стало одним из символов разрядки. Путь газировки к советскому клиенту был долог, но сейчас PepsiCo контролирует большую долю российского рынка безалкогольных напитков.

В июле 1959 года в Москве проходила первая в истории двух стран Американская национальная выставка. Советские промышленники выставлялись в свою очередь в Нью-Йорке. Эти выставки имели важное идеологическое значение и подписания каких-либо значительных долгосрочных экономических контрактов по их итогам не ожидалось.

Одним из участников выставки был тогдашний глава департамента международных операций "PepsiCo" Дональд Кендалл. Он привез в СССР фирменный напиток, весьма похожий на символ американской жизни "Соса-Соla". Называлась шипучка "Пепси-Кола".

Читайте также: Сила пребудет с киностудией Disney!

Выставки посещали высшие руководители двух супердержав. В день открытия московской выставки вице-президент США Ричард Никсон, возглавлявший американскую делегацию, подвел к киоску Пепси генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева и предложил ему попробовать "Пепси-Колу". Хрущев с удовольствием выпил несколько стаканчиков прохладительного напитка.

"Пепси-Кола" не преминула раскрутить этот эпизод по полной. В то время слоган "Пепси" "Будь общительным, пей Пепси!" был знаком наверное каждому жителю капиталистических стран. На следующий день основные мировые печатные издания вышли с фотографиями Никиты Хрущева со стаканчиком Пепси. Одна из подписей стала классикой product placement и звучала так: "Хрущев учится быть общительным".

Кроме генсека напиток на выставке попробовали сотни тысяч советских граждан. Компания тщательно подсчитала, что в течение выставки посетители вылили в себя свыше трёх миллионов стаканчиков "Пепси". Успех был сногсшибательным, однако до начала продаж напитка в СССР прошлом свыше десяти лет. Договариваться с русскими пришлось по деловому.

Еще по теме: Как "Лукойл" США не угодил

"Русские вне себя от смирновской водки, которая разливается в Коннектикуте. Можно предложить им продавать у себя Pepsi в обмен на помощь с продажами их водки за границей", — посоветовал главе Пепси Томас Томпсон, бывший послом США в Советском Союзе.

В 1971 году президент PepsiCo Дональд Кендалл провел переговоры с председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным. А в 1972 году в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США стороны договорились о взаимной дистрибуции продуктов.

В результате PepsiCo взяла на себя распространение водки "Столичной" в США, а взамен в СССР начали продавать знаменитую газировку. Вначале в Соединенные Штаты планировалось поставлять водку "Московская", которая неплохо продавалась в Европе. Но практически аналогичную марку в США успели зарегистрировать ранее. Некий мистер Московиц выпускал небольшими партиями водку под названием Moscow. Поэтому специалисты Министерства внешней торговли приняли решение поставлять в США водку под маркой "Столичная".

Читайте еще: Водочный бизнес страдает с Pussy Riot?

Первая партия прибыла в страну в апреле 1973 года. Контракт был связанным: PepsiCo могла ввезти тем больше своего концентрата, чем больше водки продавалось в США. В результате в 1976 году в СССР ежегодно продавалось 50 миллионов маленьких бутылок пепси-колы, а в США американцы реализовывали 115 000 ящиков "Столичной".

Дальше-больше. В стране начали возводить заводы по производству Пепси-Колы. Первый был запущен еще в 1974 году в Новороссийске. В 1979 году страна полным ходом готовилась к Олимпиаде-80. В это время в советской столице начали масштабно продавать Пепси как в бутылках так и на разлив. В 1986 году Пепси стало спонсором Игр доброй воли, которые ознаменовали скорую сдачу страны Советов.

В 90-е Пепси, имевшее задел перед конкурентами на новом громадном рынке, начало открывать заводы в регионах. В 1997 год появился завод Pepsi в Самаре, в 1998 — в Екатеринбурге, в 1999 — в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день эта американская ТНК является одним из доминирующих игроков на олигопольном российском рынке безалкогольки. В марте 2009 года компания "PepsiCo" подписала соглашение о приобретении 75,53 % акций крупнейшего российского производителя соков ОАО "Лебедянский". Сумма сделки составила 1,4 млрд долларов.

Еще: Пепси-Кола станет алкогольной

А в 2010 году компания купила ведущего российского производителя молочной и соковой продукции — "Вимм-Билль-Данн". За 66% акций компании PepsiCo заплатила 3,8 миллиардов долларов. В результате сделки американцы получили 6 из 20 крупнейших продуктовых брендов страны (J7, 100% Gold Premium, "Любимый сад", "Домик в деревне", "Веселый молочник", "Агуша"и т. д.), 49 производственных предприятий, включая 38 заводов ВБД.

Борис Яременко
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus