Социальный бизнес ждет отмашки властей

Социальный бизнес ждет отмашки властей
Социальный бизнес ждет отмашки властей

Социально ответственный бизнес, имеющий во всем мире прямое отношение к благотворительности и экологии, в России эквивалентен лишь бизнесу законному. Столь любопытный вывод сделан на основе исследования агентства "Репутация". Выходит, призыв "Заплати налоги, и живи спокойно!" является в глазах наших бизнесменов наивысшей шкалой соцответственности.

Что такое социальная ответственность для крупного мирового бизнеса? Это желание, навеянное возможностями, участвовать в государственно-общественных отношениях, спонсировать социальные программы, поддерживать культуру, спорт, экологию. Однако российская действительность, со всей присущей жестокостью, потрудилась над тем, чтобы "преобразить" это понятие до неузнаваемости.

Государство, главное лихо которого - противостояние человека и закона, лишило понятия "социальная ответственность" радужного ореола заботы об окружающей среде, в том числе о человеке. В рамках отечественного бизнеса желание платить налоги и оклады труженикам своего предприятия - это уже наивысшее благо. По крайней мере, так считает большинство опрошенных рейтинговым агентством россиян.

Читайте также: Благотворительность по старинке: Хватит терпеть!

Так, в соблюдении закона соцответственность видят около 60 % респондентов. 28% опрошенных полагают, что данный термин должен применяться к бизнесменам, которые следят за соблюдением качества товаров и услуг. 18% россиян откровенно полагают, что социально ответственный бизнес должен выполнять обязательства перед сотрудниками. А 13% утверждают, что перед сотрудниками ответственность соблюдать вовсе не обязательно - главное это делать перед государством.

Но и такая логика населения, уставшего ждать от бизнеса больших душевных поступков, не самая худшая. 6% россиян поразили более хладнокровными мнениями - предприниматель должен только зарабатывать деньги, считают они, а социальные вопросы его не касаются. "Граждане считают, что помощь сиротам, больным - это не дело бизнеса, а дело государства. Собирая налоги, власти должны решать социальные вопросы. А бизнес должен качественно работать, платить налоги и зарплату сотрудникам", - цитирует газета "Известия" главу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина.

Впрочем, в этих суждениях сквозит знакомая русская черта - винить во всем государство, и веками ждать от него чудо прозрения. С другой стороны, глупо ожидать инициативы от бизнеса, не подкрепленной помощью и посылом властей.

"Экология и защита окружающей среды должны быть приоритетами деятельности. И государство должно быть в определенной степени инициатором и должно ужесточать экологические требования, - считает Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", член ФКС ОНФ, президент организации "Выбор России", - Когда это происходит, появляются (и таких примеров в мире немало) компании, которые разрабатывают все новые и новые средства, позволяющие защищать природу, улучшать экологические показатели, энергоэффективность. Я лично считаю, что у нас в ближайшее время должно появиться большое количество людей, которые будут заняты в социальном секторе экономики, связанном с заботой о здоровье населения. В США огромное количество предприятий, около 20 % малого бизнеса, связано с сектором здоровья и социальной помощи населению. Патронажные сестра, помощники престарелых - это все относится к социальному бизнесу, и это надо поощрять, должна быть политика, система. Кто-то должен это обобщить, дать определенное движение, программы государственной поддержки. Государство может быть катализатором дешевых кредитов или грантов на начало такой деятельности. Бизнес, конечно, должен самоорганизоваться, но стержнем должна быть политика властей".

Читайте еще: Налоговые горки Барака Обамы

Как показал опрос, только 4% респондентов считают, что социально ответственным российский бизнес может быть, но только при условии собственной стабильности. В то же время 8 % связывают соцответственность с благотворительностью, 15% - с охраной окружающей среды, а 5% - с участием в соцпроектах.

Впрочем, результаты исследования могут быть не совсем точны, ведь данный термин пока является новым в российской действительности. Такой точки зрения придерживается и Сергей Борисов, который подчеркивает, что "мы не сформировали для себя точное определение "социальный бизнес", поэтому о "социально ответственном" говорить пока преждевременно. "Социальный бизнес" во многих странах - это тот, который отказывается от прибыли, работает на зарплату, чтобы жить, существовать, но не претендует на прибыль, а вкладывает ее снова в социально-значимый проект. Я думаю, что нам надо изучать международный опыт, искать собственные модели и тогда это безусловно придет. Фактически это шаг к гуманизации общества, которое должно быть отзывчивым к проблемам тех людей, которые нуждаются в помощи, и бизнес здесь должен занимать самую лидирующую позицию".

На данный момент предпринимательская среда в России значительно отстает от американской, где бизнес уже лет 30-40 назад взял курс на социальную ответственность. В 70-е годы прошлого столетия в США произошел грандиозный скандал, получивший в истории название Уотергейтский. Администрацию президента уличили в коррупционных связях с бизнесом, после чего СМИ начали выживать со света корпорации, стремившиеся к обогащению любой ценой. В результате "третья власть" ввела моду на социальную ответственность в бизнес-кругах США. Благодаря муссированию проблемы потребители чаще стали интересоваться, какие социальные проекты поддерживает та или иная компания. Разумеется, и кривая спроса у соцответвенного бизнеса неуклонно росла.

Это интересно: Какой должна быть благотворительность?

Сегодня в западных компаниях существуют специальные отделы PR, которые и занимаются участием в социальных программах, заботой об образовании, благоустройстве, строительстве инфраструктуры в отдельных районах и так далее. Социальная ответственность стала своего рода показателем успешности бизнеса, его философским аспектом. Каждый американский бизнесмен своими поступками старается показать, что вся его предпринимательская деятельность ведется не для материальной обеспеченности, а для того "чтобы сделать этот мир лучше". В России же действующий механизм благотворительности и соцподдержки отличается более сложной структурой и крайне редко применяется.

"Нам надо максимально использовать те законы и механизмы, которые сейчас существуют в России, но ими мало пользуются, - замечает эксперт, - Например эндаумент, который был разработан в Общественной палате и инициатором был Владимир Потанин. Этот механизм делает прозрачной всю благотворительную деятельность. Эндаумент действует следующим образом: предприниматели или граждане направляют в специальный фонд свои деньги, которые никуда не уходят, а размещаются в ценных бумагах или работают в каких-то проектах с тем, чтобы прибыль от той деятельности возвращалась в фонд. А фонд, по решению управляющего органа, распределял бы средства на социально значимые проекты, включая благотворительность. Думаю, что эту работу нам надо максимально внедрять, популяризировать".

Читайте: Бизнес и общество - лицом к лицу

Что же касается американского "ванильного" позиционирования бизнеса, то оно чуждо российским воротилам. Да и россияне, как показало исследование, не видят в социальном аспекте предпринимательства никакой нужды. А если соцответственность сегодня и проявляется в российском бизнесе, то скорее на местечковом уровне.

"Малый бизнес - это уже в некоторой степени социальный бизнес, потому что это рабочие места, это фактически уход от иждивенчества, зависимости от госудаства. Поэтому когда появляются какие-то формы малого хозяйствования, не с гигантскими прибылями или оборотами, а те, которые обеспечивают и кормят самих граждан через их деятельность - это уже по сути своей социальное дело", - подчеркивает Сергей Борисов.

Мария Сныткова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus