Какой должна быть благотворительность?

Какой должна быть благотворительность?
Какой должна быть благотворительность?

В видеостудии "Правды.Ру", в Клубе главного редактора Инны Новиковой, побывала заместитель генерального директора, директор по развитию и общественным связям компании "Интеррос", член Общественной палаты Лариса Геннадьевна Зелькова. Как развивать частный бизнес? Что лежит на пути к успеху? И какой должна быть благотворительность? Об этом шел разговор в студии.

Смотрите видео

— Когда ты пришла в "Интеррос", а это было в 1995 году, ты говорила, что это была очень значимая компания, но в то же время очень закрытая, и никто о ней ничего не знал. Я так понимаю, есть и твоя огромная заслуга в том, что "Интеррос" — одна из основополагающих компаний постсоветской экономики, причем которая дает образец не только экономических успехов, но и правильного формирования бизнеса.

— Если честно, то, наверное, про мои заслуги говорить не мне. Часто в случае принятия неправильных решений страдает большое количество разных людей, поэтому "Интеррос" и, в частности, Владимир Потанин, который является совладельцем компании и ее основным акционером, ведет тот самый бизнес, с отвественностью перед собой и перед людьми, который в свое время вовлек меня в свои проекты. Так вот, когда я пришла работать в 1995 году в "ОНЭКСИМ банк", мне даже в голову не могло придти, что я останусь так надолго работать в этой организации, с этими людьми.

— Ты действительно добилась очень больших высот, была журналистом, мы вместе работали в "Московской правде", и ты одной из первых начинала вести телестраницу. Тогда это была новая тема, тогда почему-то мало писали о телевидении.

— Телевидение тогда стало новым институтом, ведь раньше оно обслуживало советскую власть и было пропагандистким инструментом. В начале 90-х годов это была совсем другая история, писать о телевидении стало интересно. Это была эпоха "ВЗГЛЯДА", различных проектов, молодежных редакций, в общем, было много всего интересного.

— И когда ты ушла из предыдущего проекта, когда много уже с кем познакомилась, это было странно. Хотя сейчас Лариса Геннадьевна — этот тот человек, за которым можно бежать и кричать "Дай миллиончик!", потому что она — директор благотворительного фонда Владимира Потанина. Чего вы достигли за это время?

— Самое главное, чему нужно научиться, работая в благотворительном фонде — умению говорить "нет". Впрочем, это умение бывает полезно человеку и в других областях жизни, но вот в этой оно особенно важно. Потому что только кажется, что у тебя неограниченный ресурс и ты можешь распоряжаться им как угодно. На самом деле это не так. Эффективность любого благотворительного фонда зависит напрямую от понимания того, что ты хочешь делать и зачем. У нашего фонда есть четко обозначенные приоритеты, и мы их не меняли за все годы существования. Мы создавали фонд, чтобы помогать талантливым студентам, чтобы оказывать помощь ребятам, которые хотят состояться как профессионалы, но при этом им важно быть ответственными и неравнодушными гражданами.

Сочетание профессионализма и гражданской позиции — для нас главный критерий для отбора студентов. Но на практике мы, конечно, выбираем отличников, предлагаем им тесты и ролевые игры, в результате которых мы смотрим, насколько они соответствуют нашим критериям, и тогда в течение года они получают нашу стипендию. Этих отличников мы отбираем в 60 лучших российских университетах, для которых у нас есть свой собственный рейтинг, составленный на основе интегральной оценки студентов и преподавателей.

Есть шкала оценок и средний балл всех университетов и их преподавателей, а в последние годы у нас появилась возможность оценивать студенческие проекты. Мы предлагаем им делать проекты по трем направлениям — студенческая наука, студенческое самоуправление и общественно полезнное, социально значимое явление.

Студенты всех рассматриваемых университетов объединяются в команды, делают проекты и присылают нам свои проектные идеи. У нас есть первоначальная проектная комиссия, которая на эти идеи смотрит, авторов лучших идей приглашает в летнюю или в зимнюю школу, которые мы проводим для студентов. Примерно по 20 стипендиатов от каждого университета, итого — около 120 человек каждый год. Из этих студентов примерно половина приезжают к нам в зимнюю или летнюю школу и делают проекты. Оставшиеся студенты ничего не делают, просто получают стипендию как прошедшие конкурсный отбор.

— У вас же не только студенты, ваш фонд оказывает помощь музеям. Именно "Интеррос" купил "Черный квадрат" Малевича за миллион долларов и подарил его Эрмитажу? Или я ошибаюсь?

— Ты немного ошибаешься, потому что купил его Потанин. Сам, и подарил тоже сам. Что касается музеев, то да, у нашего фонда есть обширная программа поддержки музеев. Это ежегодный конкурс, поскольку мы только так предоставляем наши гранты. Мы приглашаем все российские музеи придумывать новые проекты, связанные с их деятельностью, мы отбираем лучшие идеи, приглашаем музейщиков на семинар, на котором эксперты помогают дорабатывать эти идеи до рабочего состояния, чтобы их можно было воплотить в виде проектов, и потом выбираем 20-25 проектов, получающих наши гранты.

Бюджет грантового конкурса ежегодно растет, сегодня он составляет чуть меньше миллиона долларов США, что позвляет давать деньги не на ремонт крыш музеев и не на увеличение зарплаты сотрудникам. Это, безусловно, важные направления расходов, но мы немного про другое. Мы помогаем музеям найти способ так поступать, так обходиться и так работать с теми коллекциями, которыми они располагают, чтобы привлекать новых зрителей, новых партнеров и придумывать новое с уже существующим у них багажом.

— Скажи пожалуйста, какая часть музеев России может участвовать в конкурсах и претендовать на ваши гранты?

— В нашей стране несколько тысяч музеев, а ежегодно к нам на конкурс приходит от 300 до 600 проектов. Я считаю, что это очень большая цифра. Ничего похожего в нашей стране больше нет, а главное — наш конкурс универсальный. У нас нет ни квот, ни делений на какие-то специализации. Есть номинации внутри конкурса, но они такие, профессиональные, например, "Музеи и технологии туризма". Есть номинации, связанные с технологиями экспозиции, новыми способами экспонирования и представления экспонатов. Есть номинация, связанная с образовательными технологиями. В общем, разные сферы. Никаких ограничений нет, и все, кто хотят, участвуют в нашем конкурсе.

— А почему нет государственной программы? Это замечательно, что вы такие хорошие, добрые, патриоты, любите Россию, но что с государством? Вы как-то взаимодействуете? Кто-то другой вам помогает, подключается к вашим программам? Вы кого-то своим примером вдохновляете?

— Ну, можно сказать, что Министерство культуры поддерживает наш конкурс. Это проявляется в предоставлении нам информации разного рода, в продвижении информации о конкурсе, в поощрении тех музеев в регионах, которые участвуют и побеждают у нас. Это, конечно, не материальное участие, было бы странно ожидать его от министерства в нашем проекте. Но я очень благодарна и нынешнему министру, и предыдущему, которые все были настроены к нам весьма позитивно, и грех жаловаться — у нас очень хорошее взаимодействие с ними.

Когда говорят, что нет никакой государственной поддержки музеев — это не совсем так. У нас большинство музеев государственные, и они получают финансирование из бюджета. Другое дело, что эта система работает неэффективно — музеи часто получают деньги просто так, не предлагая взамен государству никакого продукта, не думая об эффективности расходования этих средств. Да и государство в общем тоже не слишком заботится об этом. Одной рукой оно дает деньги, а другой — сильно ограничивает музеи в возможности зарабатывать, заставляет, к примеру, иметь счета только в казначействе Министерства финансов, чтобы жестко контролировать использование средств. То есть, когда ты не уверен с своей способности соответствовать чему-то, то ведешь себя жестко. Государство ведет себя как не уверенный в себе управленец, который боится дать свободу тем, кто от него зависит. Сегодня государство уже сильное, у него много разных инструментов для контроля, поэтому такие сферы, как культура, некоммерческий сектор, вполне можно отпустить на более длинный поводок, перестать бояться…

— Что кто-то что-то заработает…

— …ну, или будет заниматься хищениями, маскировать мошенничество под благотворительностью. Мошенники были, есть и всегда будут — тут что нового-то? Они всегда ищут новые инструменты, но наше государство вполне способно со всем этим бороться и противостоять этому. Я вот, например, начиная с этим работать, выяснила, что в Америке, на которую мы все любим равняться, в силу очень либеральной конструкции власти, вообще нет ни министерства культуры, ни бюджета на учреждения культуры. В бюджете страны вообще нет на это средств. Сказать, что в Америке мало музеев? Дай бог, чтобы у нас столько было. В США государство сделало ставку на поддерку частных денег в этой сфере. И очень распространены пожертвования.

— Ты в одном интервью сказала, что Россия может стать лидером в рейтинге случайных пожертвований малознакомым людям. Что ты имела в виду?

— К сожалению, в нашей стране очень низкое доверие к некоммерческим организациям, поэтому люди ищут возможность прямого пожертвования — придти, скажем, в детский дом и купить ему кровати, матрасы, одежду. Мы все так заточены, что не доверяем организациям, которые занимаются такого рода программами целенаправленно. Мы помогаем таким образом: подавая в переходе, старушке в магазине, помогая соседу в тяжелой жизненной ситуации, — и это самый примитивный способ благотворительности. Потому что она не меняет условий, не меняет социальную среду, а решает только сегодняшнюю проблему.

— Она не дает человеку удочку, чтобы он ловил рыбу.

— Да, она дает только рыбу. И в этом смысле это тупик. До тех пор пока мы будем заниматься подаяниями, у нас все те колоссальные деньги, которые люди направляют на благие цели, будут расходоваться крайне неэффективно. И системно не будет меняться ничего. Пока мы не будем иметь достоверную информацию о фондах такой направленности, пока мы не будем иметь возможность проверить их деятельность — дело не сдвинется с мертвой точки.

Доверие — главный инструмент в этой сфере. Владимир Потанин, работая в Общественной палате, работал над развитием благотворительности в России. Благодаря этой деятельности в нашей стране появилось несколько очень важных законов, которые позволяют сделать систему функционирования благотворительных фондов белее прозрачной, более понятной и лучше и проще регулируемой, потому что, как это ни парадоксально, простые законы приводят к очень эффективному результату. А сложные и запутанные многоступенчатые законодательные акты всегда приводят к коррупции, воровству, другим злоупотреблениям.

Мы сейчас занимаемся сбором экспертного мнения и экспертной оценкой законов, влияющих на некоммерческий сектор. Мы пытаемся сделать так, чтобы филантропия в нашей стране была уделом не только богатых, но и давала возможность чувствовать себя успешным и состоявшимся человеком любому нашему гражданину.

Читайте также: Лариса Зелькова: "Чтобы в стране жилось хорошо"

Интервью к публикации подготовила

Ирина Лосева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.