На Балтике откроют "морские ворота"

Петербургская компания "Усть-Луга" смогла осуществить то, чего не удавалось даже российским императорам — построила грузовой порт в Лужской губе Финского залива. Это стало возможным благодаря реализации инновационного принципа государственно-частного партнерства. Кроме того, компания предложила оригинальную схему инвестирования строительства.

Следует заметить, что порт в Лужской губе Финского залива хотели построить с самых давних времен. Еще во время правления Ивана Васильевича (к тому моменту уже вполне себе Грозного) московское правительство решило выстроить собственный морской порт на Балтике, дабы "с немцев не в их, а в своей земле торговать прилично стало". Интересно, что несмотря на огромные сложности (в частности, на отсутствие дорог и малую населенность данных мест), строительство порта, начавшееся в Усть-Луге в 1557 году было осуществлено всего за три месяца!

Руководил этим предприятием государственной важности окольничий Дмитрий Семенович Шастунов, а главным архитектором был талантливый инженер Иван Выродков. Однако построенный ими порт так и не принял ни одного судна — началась Ливонская война, в начале которой русские захватили Нарву и устроили порт для приема морских судов именно в этом богатом и многонаселенном городе (который строили те же Шастунов и Выродков). А заброшенные строения в Усть-Луге быстро пришли в негодность и через пять лет полностью развалились.

Позже к идее строительства порта в данном месте вернулся Петр Великий. С его точки зрения (которую разделяли многие специалисты), порт в Санкт-Петербурге не был удобен для международной торговли. Поэтому предполагалось построить обширный торговый порт в Усть-Луге, и даже был составлен проект, к реализации которого в этот раз, увы, даже не приступили. Потому что сначала просто не было денег (Северная война обошлась России весьма недешево), а потом и надобность в строительстве отпала, ибо после заключения мира со Швецией во владении России оказался город Рига с прекрасно оснащенным морским портом.

На Балтике откроют

Читайте также: И в Российской империи были бизнесмены

В третий раз к идее строительства усть-лужского порта вернулись в начале ХХ века. Правда, речь шла не о торговом, а о военном порте. И, надобно заметить, к 1940-м годам его почти полностью построили. Однако опять не успели начать эксплуатацию — когда началась Великая Отечественная война, порт в Усть-Луге был взорван, поскольку было опасение, что немцы смогут захватить его достаточно быстро.

После же окончания войны, поскольку прибалтийские республики с их замечательными портами вошли в состав СССР, вопрос о грузовом порте в районе Усть-Луги вновь был закрыт. Но позже, когда Советский Союз распался, о нем опять заговорили. И вот в 1992 году было создано открытое акционерное общество "Компания Усть-Луга" — как раз для реализации этого замысла. Постановление правительства РФ о строительстве порта в Лужской губе вышло еще в 1993 году, но долгое время не удавалось собрать достаточно средств для его начала, поскольку мало кто верил в успешность и прибыльность данного проекта.

Но в 1998 году ситуация изменилась — было принято менеджерское решение реструктуризовать большой инвестиционный проект всего порта на отдельные инвестиционные проекты терминалов. И тотчас же нашлись те, кто с удовольствием вложил в проект уцелевшие от печально знаменитого дефолта средства — тогда это оказалось одним из немногих способов хоть как-то пустить их в оборот.

Но самое интересное состоит в том, что именно топ-менеджеры "Компании Усть-Луга" одними из первых в России применили на практике инновационный принцип государственно-частного партнерства. И это в то время, когда после того же дефолта государство как надежного партнера не рассматривал вообще никто! Тем не менее, "Усть-Луга" решила рискнуть и не прогадала. По ее инициативе было заключено четырехстороннее соглашение между министерством транспорта РФ, ОАО "Российские железные дороги", правительством Ленинградской области и ОАО "Компания Усть-Луга", определяющим полномочия и ответственность сторон при реализации проекта. После чего строительство порта, о котором мечтали еще во времена Ивана Грозного, наконец-то началось.

Читайте по теме: Бизнесмены помолились на "перезагрузку"

Чего же удалось достичь за эти годы? На самом деле, было сделано достаточно много. На сегодняшний день запущены в эксплуатацию восемь терминалов. Это комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2", лесной терминал, контейнерный терминал, комплекс наливных грузов. В районе акватории порта завершено углубление дна и строительство Северного подходного морского канала, что позволяет порту принимать крупнотоннажные наливные суда. Также было открыто регулярное паромное сообщение с Германией.

В 2011 году грузооборот Усть-Луги составил 22,74 миллиона тонн при 1131 судозаходе (для сравнения: годом раньше грузооборот был 11,8 миллиона тонн при том, что порт посетило 702 судна). Темпы роста не могут не впечатлять — всего за год грузооборот вырос на 92,5 процента! Так что можно с уверенностью сказать, что обе идеи топ-менеджеров — инвестирование отдельных терминалов и государственно-частное партнерство — оказались правильными. Если все и дальше будет развиваться так же успешно, то к 2018 году грузооборот достигнет 180 миллионов тонн в год.

На Балтике откроют

Но что самое интересное, этот мощный портовый комплекс практически не наносит ущерба окружающей среде. На недавней встрече с журналистами в Санкт-Петербурге, представители компании "Усть-Луга" рассказали о "зеленых" технологиях, использующихся в порту. Например, в угольных терминалах невозможно обнаружить следы угольной пыли! Это достигается за счет того, что при перегрузке с судов в контейнеры уголь орошается водой, что делает невозможным распространение мелких частиц.

Тот же ущерб, что все-таки приходится наносить природе, ликвидируется сразу же, как только это становится возможным. Так, компания "Усть-Луга" заключила договор с несколькими рыборазводными хозяйствами для того, чтобы восстановить стаи рыб, кормящихся в Финском заливе. Дело в том, что при работах по углублению дна был уничтожен комплекс донных беспозвоночных, которыми рыбы питаются. Соответственно, стаи многих промысловых рыб покинули Лужскую губу.

Вне Союза: Страна упущенных возможностей

Однако как только работы были закончены и дно вновь стало обитаемым (бентос восстанавливается в Балтийском море достаточно быстро — Ред.), в губу была выпущена специально выращенная в хозяйствах молодь. На данный момент можно с уверенностью сказать, что популяции рыб в данном месте восстановлены практически в полном объеме.

Представители компании сотрудничают с руководством Котельского заказника и Кургальского заповедника, где имеется множество редких видов животных и растений. В результате сейчас можно сказать, что при строительстве порта этим природоохранным объектам не было нанесено никакого ущерба. Остается только пожелать, чтобы другие российские компании начали следовать примеру "Усть-Луги" — если это будет так, то природоохранные конфликты вроде того, что разгорелся вокруг Химкинского леса, перестанут возникать.

В планах компании, кроме постройки новых терминалов, также числится возведение небольшого города рядом с портом. Уже построено четыре многоквартирных дома. По проектам архитекторов, небоскребов около порта не будет — в застройке преобладают пятиэтажные и двухэтажные дома, а также одноэтажные коттеджи. Планируется создать полноценную городскую инфраструктуру — школы, больницы, магазины и другие необходимые для нормальной жизни учреждения, а также сеть городских парков. Бытовые отходы планируется не накапливать в городе, а сразу же вывозить на лицензионные полигоны по уничтожению. Предполагается, что в этом современном и благоустроенном городе будет жить порядка 34,5 тысячи человек.

Параллельно решается и транспортный вопрос. В планах — создание сети железных и автомобильных дорог, идущих в обход перегруженного Санкт-Петербургского транспортного узла. По мнению сотрудников компании, предпортовый железнодорожный узел Усть-Луги станет самым крупным в современной Европе. И при этом практически безопасным для окружающей среды.

Это интересно: Россия "обошла" нервных соседей

Итак, как видите, компания "Усть-Луга" действительно смогла осуществить проект, который не смогли реализовать многие российские правители. Причем на таком уровне, о которым они даже и не мечтали. Можно с уверенностью сказать, что порт Усть-Луга в ближайшее время станет самыми крупными российскими "морскими воротами" на Балтике.

Антон Евсеев
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus