Наука выгораживает плохих работников

Наука выгораживает плохих работников
Наука выгораживает плохих работников

Россияне без лишней скромности считают себя крайне трудолюбивыми работниками. Как показал опрос фонда "Общественное мнение", 90 % россиян уверены, что работают на пределе возможностей. Но наши соотечественники лукавят, ибо производительность труда в стране находится на очень низком уровне. Впрочем, природа плохих работников уже научно обоснована.  

Названы всего три научных объяснения, откуда появляются плохие работники, коих в каждой компании, согласно известному утверждению, насчитывается 80 процентов. Зачем же винить сотрудников или коллег в не профессионализме и лени, если можно обратиться к науке и узнать корень проблемы?

Читайте также: Что в возрасте тебе моем, работодатель?

Первая причина превращения хорошего работника в плохого кроется, как ни удивительно, в таком ключевом органе, как мозг. Ученые утверждают, что человеческий мозг не рассчитан на многозадачность, тогда как даже самый рядовой сотрудник зачастую выполняет сразу несколько дел. Стараясь одновременно вести деловую беседу по телефону, отвечать по e-mail, подписывать документы и играть в пасьянс, человек рискует не справиться даже с элементарной последней задачей.

Для того, чтобы узнать, сколько функций сотрудник выполняет одновременно во время рабочего дня, можно посчитать количество открытых "вкладок" на рабочем столе компьютера, за которым большинство современных людей вынуждены проводить рабочие будни. Наши современники стараются развивать возможности своего мозга и скорость мышления для того, чтобы иметь преимущества в глазах работодателей. Между тем, наука такой аутотренинг не приветствует.

Читайте по теме: Женщины вытесняют мужчин с рынка труда

По мнению ученых, многофункциональность присуща только избранным, а в большинстве своей люди неспособны одинаково качественно выполнять несколько дел одновременно. Вынужденный в скоростном режиме переключаться с одного предмета на другой, человеческий мозг дробит объем работы на мелкие сегменты. В результате работник испытывает трудности с концентрацией внимания на одной определенной задаче, и выполнить ее качественно ему уже не удастся. Другими словами, за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Доказательством этому научному утверждению стало исследование специалистов Стенфордского университета, в ходе которого участников попросили сконцентрировать внимание на экране компьютера, где были изображены перемещающиеся красные треугольники. Затем на экране появились новые геометрические фигуры и полностью его заполнили, после чего участников исследования попросили воспроизвести увиденное. Результат не заставил себя ждать - испытуемые, которые привыкли выполнять несколько дел одновременно, с задачей не справились. А для людей, последовательно выполняющих поставленные задачи, восстановить расположение красных прямоугольников не составило труда.

Это интересно: Где бьют баклуши по трудовой книжке

Еще один корень зол, по мнению ученых, кроется в незаменимой сегодня электронной почте. Позволяющая мгновенно получать письма и столь же стремительно на них отвечать, электронная почта искажает информацию, полагают ученые. Несмотря на то, что сухой печатный текст сегодня каждый уважающий себя блогер наполняет всевозможными эмоциональными смайлами, полностью передать интонацию собеседников он не в силах. В результате зачастую современные люди истолковывают полученную информацию неверно, но тратят на это довольно много рабочего времени.

Если же электронное письмо было написано с определенной долей иронии, то распознать ее получателю будет крайне тяжело. Более того, тонкая ирония может неожиданно придать письму резко агрессивный характер, что может нарушить спокойствие делового общения.

Для подтверждения своих слов ученые провели очередной эксперимент, участником которого было предложено написать электронной письмо в шутливой форме, а затем оценить его ироничность по 10-бальной шкале. Испытуемые в среднем ставили своим «шедеврам» 7,27 баллов. Надо ли говорить, что получатели оценили юмор весьма скромно - в среднем на 3,55 баллов.

Еще по теме: Высокий интеллект карьеру не продвинет

Еще одна проблема плохого работника, по мнению исследователей, заключается в неумении объективно оценить собственную компетентность. Людям нелегко трезво оценивать собственные профессиональные качества. Среди респондентов, участвующих в опросе на данную тему, большая часть оценила свои профессиональные качества на оценку "выше среднего". Причем, в свой "усредненный профессионализм" склонны верить даже те, кто не может качественно выполнить ни одного поручения начальства.

Этот феномен в психологии носит название "эффект Даннинга-Крюгера", и суть его в том, что человеку, имеющему низкую квалификацию неподвластно осознать всю плачевность ситуации по причине той самой низкой квалификации. И даже нескончаемая очередь провалов и ошибок вряд ли натолкнет его на мысль, что его профессиональные качества ниже предполагаемых. Между тем, как показал опрос "HeadHunter", не всегда вина за плохо выполняемую работу лежит на плечах сотрудника. Нередки случаи, когда работодатель сам мешает эффективности труда. Плохая производительность может быть связана с отсутствием критериев работы со стороны руководства, в результате чего работник не понимает, достаточно ли качественно он выполняет свои обязанности, или ему следует уделять некоторым задачам больше внимания. Такие критерии должны быть сформулированы сразу или представлены по мере работы, чтобы сотрудник мог адекватно оценивать возможность вознаграждения или профессионального роста, забыв о пресловутом "усредненном профессионализме".

Читайте: Фриланс наступает на горло карьере

Впрочем, "HeadHunter" обнародовал еще один интересный факт: более половины сотрудников российских компаний сегодня осознанно работают вполсилы, причем треть из них работает "спустя рукава" намеренно, взваливая вину за это на собственное руководство. И теперь, по-видимому, ученым предстоит провести новое исследование - на предмет природы плохих руководителей, после чего человеческий непрофессионализм окончательно перебазируется в сферу науки. 

Роман Сахаров
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.