Тарифы РЖД – на кривых рельсах

Тарифы РЖД – на кривых рельсах
Тарифы РЖД – на кривых рельсах

Министерство экономического развития РФ предлагает индексировать грузовые и пассажирские тарифы на 7,5 процента в 2016 году и по 4,5 процента — в 20173–2018 годах. По данным прессы, повышают как для промышленности, так и для населения. Чем обоснован такой рост тарифов на железнодорожные перевозки? Куда конкретно РЖД направляет вырученные от перевозок средства?

Авиационный лаукостер и круче плацкарты

Почему не продуман сегмент дешевых пассажирских перевозок, а билет в плацкартный вагон стоит немногим меньше билета в купе? Почему правительство не субсидирует железнодорожные грузоперевозки продукции промышленности по России? Что касается граждан, то почему не создаются льготные вагоны и так далее? Думается, у всех без исключения сограждан найдутся вопросы еще и покруче вышеозначенных. Попробуем разобраться.

Оставим в покое жирные намеки в прессе на якобы "пятую-десятую" виллу у председателя ОАО "РЖД" Владимира Якунина. Опустим "точнейшие" слухи из "надежных источников" о якобы запредельных зарплатах и бонусах рельсовых чиновников — в конце концов, правоохранители на такие слухи не покупаются. Поймают кого-нибудь с чем-то незаконным — тогда и поговорим. А считать зарплатные денежки у простых железнодорожников и подавно не будем — у автора этой статьи куча знакомых в этой сфере, и все они, прямо скажем, не олигархи. Речь о другом.

В советские времена, если летишь в отпуск самолетом, то автоматически попадаешь в разряд "богатых" — поездом ездить тогда стоило сущие копейки. Сейчас же самолет, особенно у лоукостеров, с поездом часто бывает вполне сравним. Почему так?

Повышение цен на перевозки должно быть четко обосновано

"РЖД вообще к тарифам никакого отношения не имеет, их устанавливает, исходя из ряда определенных условий, специальная тарифная комиссия, — рассказал в интервью Pravda. Ru профессор, директор Института проблем транспорта им. Н. С. Соломенко, заслуженный деятель науки РФ Олег Белый. — На первом месте стоит обеспечение жизнедеятельности страны, на втором — экономическая составляющая. Они просчитывают все и обосновывают. А рост тарифов, безусловно, будет, поскольку растут цены на всякие составляющие, которые входят в обеспечение перевозочного процесса. Но я считаю, что государство должно сделать так, чтобы транспорт имел минимальный рост тарифов. Потому что транспорт — это особое структурное подразделение экономики, которое обеспечивает ее деятельность в целом. А чтобы инструмент был действенным, он должен занимать влиятельное положение, для этого необходимо минимизировать тарифы".

А куда конкретно РЖД направляет вырученные от железнодорожных перевозок средства — ведь если говорить о грузоперевозках, то суммы там огромные, а пассажирские поезда ходят по России, кроме дорогих фирменных, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии?

"Все эти вопросы — это прерогатива Министерства транспорта. РЖД — это частная компания, что им поручат, то они и будут делать. Им скажут — все, вместо пассажиров будете возить только грузы, и они будут это делать. Недавно дошло до президента, что стали отменять электрички, потому что субъекты федерации за них не платят. А ведь это задача Минтранса — обеспечить пассажирскими перевозками, РЖД — только исполнитель", — отметил Олег Белый.

Почему правительство не субсидирует железнодорожные грузоперевозки продукции промышленности по России для стимулирования производства в рамках импортозамещения? "Грузовые перевозки не надо субсидировать, потому что они и так приносят доход. Это пассажирские надо финансировать. В советское время делали так — брали деньги с грузовых и вкладывали в пассажирские перевозки. А теперь каждый сам за себя. Грузовые компании зарабатывают, а пассажирские нет", — подчеркнул Олег Белый.

Ну и, наконец, почему у нас не создаются льготные вагоны для граждан? В ответе на этот вопрос наш эксперт был предельно лаконичен: "Плацкарты — это и есть льготные вагоны. Это задача государства — перевозить льготников, а РЖД — частная компания, она может вообще никого не возить!".

А вот собственные рельсы у нас пока кривые…

"Логично предположить, что повышение произошло цен и тарифы необходимо, наверное, тоже повышать, — считает депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по транспорту Александр Васильев, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — То есть издержки увеличиваются, прибыльность у РЖД была намного меньше, чем в позапрошлом году. Видимо, с такой инициативой РЖД как раз обратилась в правительство отрегулировать тарифы. Потому что там какие-то части подвижного состава они покупают за границей — а это дорогой импорт.

То есть тут вопрос об издержках РЖД — может быть, энергоносители подорожали, вот от этого тоже надо отталкиваться. Но я по опыту знаю, что грузовые перевозки железнодорожным транспортом становятся менее выгодными. Проще и дешевле иногда и быстрее перевезти грузы автомобильным транспортом. То есть в тех сегментах, где есть конкуренция между железной дорогой и автомобильными перевозками, автомобильный транспорт более дешевым получается. И поэтому отходят от услуг железной дороги.

По поводу чудовищных издержек отрасли эксперт считает так: "Структура Российских железных дорог большая, насчитывает большое количество путей, подвижного состава, людей, которые все это обслуживают — системы безопасности, вокзалы, то есть ни в коем случае нельзя это все списывать со счетов. РЖД в целом обеспечивает и безопасность государства. Но есть, конечно, непрофильные расходы. Например, футбольная команда "Локомотив". Мне кажется, что тут надо как-то подрезать, если мы говорим о том, что надо сокращать издержки. Наверное, надо начинать с каких-то непрофильных затрат…".

Эксперт привел показательный пример из личного опыта — почему импортозамещение дорогих зарубежных вещей на железной дороге у нас связано со сложностями. Приехали депутаты на один завод, где вагоны делают, а партия железа там почему-то вся "перекособоченная". Что такое? А не научились пока в России делать такое железо. То есть какие-то вещи есть в нашей промышленности, которые пока еще не нашли своего импортозамещения — технологии, станки, даже те же рельсы собирались закупать за границей для "Сапсанов", потому что у нас нет такого сорта металла…

Конечно, задачу, которую ставит президент — усиливать импортозамещение любой продукции — нужно выполнять, это даже не обсуждается. В те же дизельные поезда, в двигатели, заливать масло российское, а не какое-то там импортное. Но вот какое конкретно время это займет — тут никакая Ванга, увы, не подскажет…

Не забудьте включать голову!

Теперь о хорошем. Да, все железнодорожные тарифы в России в 2016 году хотят повысить на 7,5 процентов. И это при том, что ОАО "РЖД" уже в этом году удалось добиться самого высокого роста тарифов среди естественных монополий (10 процентов на грузовые и пассажирские перевозки). Но есть проблески.

Президент компании Владимир Якунин в начале марта дал понять, что монополия будет настаивать на росте грузовых тарифов в 2016 году на уровне не ниже фактической инфляции, отмечает "Коммерсантъ". Это, конечно, вызвало резкое недовольство грузовладельцев, которые попытались оспорить это решение в правительстве РФ, хотя и безуспешно. Но Минэкономразвития ожидает, что среднегодовая инфляция после недавнего резкого скачка все-таки утихнет, и к этому есть все предпосылки. Вот на то и надежда — ведь тогда и тарифы придется повышать не так рьяно. Ну что ж, будем надеяться, что все исполнится!

И еще: в деле импортозамещения очень применим самобытный и мудрый русский фольклор. Например, вот такой: "Заставь дурака молиться…" — и далее по тексту. Бывает, что некоторые особо ретивые чиновники спешат сломя голову окунуться в срочные дела, забыв, что одна из крылатых фраз нашего президента Владимира Путина — "…только голову включать надо!".

Депутат Госдумы Александр Васильев (избран от Псковской области), с которым побеседовал корреспондент Pravda. Ru, привел красноречивый пример. Не так давно президент после очередного случая в отрасли поручил срочно разобраться с пригородными пассажирскими перевозками. Все бросились исполнять. Да, были огромные проблемы в большинстве регионов. Хорошо, что все отреагировали. Но в некоторых регионах оказалось, что дешевле, да и гораздо удобнее для населения, оплачивать не большие поезда, а активизировать общественный транспорт в виде обычных автобусов и маршруток. И вложиться не в электрички, а в развитие автомобильной инфраструктуры, и дорог в том числе. Тем более, в стране сейчас столько личных машин, что ставить негде…

В общем, давайте и в любом другом деле поступать именно по-путински! То есть голову включать. И это не только железных дорог касается.

Читайте также:

РЖД теряет нефтяников 

РЖД подсчитывает квартальные убытки 

РЖД сэкономит на собственных управленцах 

Пассажирские перевозки РЖД будут дорожать

Андрей Михайлов
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.