"Современное искусство - это бизнес"

 Современное искусство - это бизнес
"Современное искусство - это бизнес"

Современное искусство должно отвечать требованиям сегодняшнего дня - это залог успешности любого проекта в арт-среде. Насколько сложно вести арт-бизнес, как себя чувствуют владельцы галерей актуального искусства, что ждет арт-рынок в ближайшем будущем - на эти вопросы Bigness.ru ответила владелица московской Gallery 21 и одна из инициаторов создания нового Центра современного искусства "Сокол" Ксения Подойницына.

- Ксения, расскажите немного о том, почему лично Вы решили открыть галерею именно в Москве, где конкуренция довольно высока. На Ваш взгляд, насколько в России выдержан баланс между возможностями художников выставиться и заявить о себе, и местами такой направленности?

- Друзья из бизнес среды меня регулярно спрашивают, чем бы при желании они могли заняться в сфере искусства. Я начинаю перечислять им возможности, которые сегодня есть на арт-рынке, но не скрываю, что состояние отрасли можно сравнить с уровнем финансового рынка середины девяностых. Инфраструктура плохо развита, конкуренция относительна, система ценообразования вызывает вопросы.

Я предупреждаю, что это долгосрочные инвестиции, но зато есть ниши, поле для работы и потенциал. Что касается лично меня, в 2010, когда я начинала проект, увидела нишу - никто серьезно не занимался продвижением молодых российских художников, с чего я и начала. Известно, что по учебнику нужно 3-5 лет для выхода на самоокупаемость. Могу сказать, что для арт-рынка у меня более чем хороший результат реализации задач первого периода. Сейчас я занимаюсь оптимизацией всех процессов, чтобы направлять средства на дальнейшее развитие, причем в основном это международные проекты.

В России достаточно возможностей для проектов любого уровня. Но границы проектов и развития зависят от бизнес-задач, которые галерея ставит перед собой.  А художники, в свою очередь, безусловно, зависят от галереи. Я считаю, что в России без галерей художникам сложно выжить. Какие бы галереи не испытывали сложности - это единственный канал продвижения и дистрибуции в виду общей нехватки финансового и управленческого образования в арт- среде. Таким образом, можно выстроить баланс между интересами художников, возможностью выставляться и заявлять о себе, и возможностями галерей, какие бы сложности не испытывали галереи сегодня.

- Собственная галерея - это для души или для бизнеса? (это с учетом предыстории, можно в двух словах пояснить, для чего люди в наше время вкладывают в развитие таких галерей собственные средства).

- Для души и для бизнеса одновременно. Надо любить то, чем ты занимаешься, но галерея - это  бизнес, который требует соответствующего управления и оценки.  Я выбрала художников, в которых верю на 100%. Это гарантия качества, конкурентности и возможностей развития, включая международный рынок.

Я уверена, что галерейный бизнес и консультации в сфере искусства могут приносить стабильный доход. Поэтому люди вкладывают в развитие галерей собственные средства. Но я также считаю, что современное искусство - это та мягкая сила, которая помогает находить взаимопонимание, строить отношения и положительно влиять на имидж России в глобальном сообществе.

- Каковы основные тенденции в мире современного искусства на сегодняшний день? С чем приходится работать?  На Ваш взгляд, находится ли арт-сообщество России в целом и Москвы в частности под сильнейшим идейным и финансовым влиянием западного рынка?

 - Не думаю, что российское арт-сообщество находится под сильным идейным и финансовым воздействием западного рынка. Большинство российских игроков сконцентрировано на локальном рынке, что приводит к стагнации. А глобализация требует ускорения интеграции с международным арт рынком и более активного продвижения новых российских имен в среде западных коллекционеров. Стратегия нашей галереи направлена на развитие партнерских отношений с европейскими галереями, а также на активное участие в западных ярмарках. Художники в свою очередь также стараются идти в ногу с международным опытом, включая концепции, материалы и качество работ. На мой взгляд, основная тенденция - это старание удивить, но не провокационными вещами, а эстетически интересными работами.

- Сейчас существует устоявшееся мнение, что потребительскую сторону запросов публики необходимо сознательно "ломать". Как лично Вы относитесь к этому убеждению и какие могут быть альтернативные установки для работы?

- Искусство призвано формировать, развивать, образовывать, но никак не "ломать". Искусство воспитывает лояльность и толерантность. И в этом его мягкая сила. А вот галерист решает, каким именно искусством он хочет заниматься. Это уже его выбор и его миссия. Кто-то занимается пейзажами и натюрмортами. Мой выбор - концептуальное искусство. Не самое легкое для реализации бизнес-задач, да и для популяризации тоже.

Тем не менее, выдержанная выставочная стратегия, качество имен и проектов помогают развитию понимания аудитории, формированию интереса со стороны покупателей, возникновению нового поколения коллекционеров, к проявлению интереса европейских ценителей искусства. Это долгосрочная стратегия, которая требует вовлеченности.

- Помимо поиска баланса между бизнесом и творчеством, возможна ли идейно-философская корректировка понимания современного искусства? Какие могут быть новые формы взаимодействия между современным искусством и массовым зрителем?

- Современное искусство и массовый зритель - тема провокационная. У современного искусства зритель - эстет. Это интеллигенция, которая всегда находится в развитии и поиске. Поиске себя, поиске смыслов, поиске истины. Но это и яппи, которым интересно все новое, провокационное, нестандартное. Это люди, которые не бояться нового, которые черпают силы и интерес к жизни в нестандартном, которые умеют принимать вызовы и учиться, чтобы быть в движении и уметь переходить на новые уровни. Не думаю, что современному искусству нужна идейно-философская корректировка. Скорее, оно корректирует философию восприятия, гибкость сознания, способность к толерантности. Поэтому вряд ли ему грозит в обозримом будущем массовый зритель.

А вот коллекционер современного искусства, надеюсь, в ближайшем будущем, серьезно укрепит свои позиции.Я организовывала множество лекций, дискуссий, мастер-классов, чтобы заинтересовать и вовлечь в тему большое количество людей, в том числе молодежи. Современное искусство для России - это люксовый продукт. Поэтому здесь требуются серьезные инвестиции в развитие и серьезные усилия специалистов.

- Ксения,  работаете ли Вы с художниками некоммерческой направленности? С чем, на Ваш взгляд, связан тот факт, что большинство галерей Москвы работают в русле современного (актуального) искусства? Это связано с необходимостью интегрироваться в международное арт-сообщество?

- Позволю не согласиться. На мой взгляд, большинство галерей в Москве работают именно с коммерческим искусством, которое очевидно для массовой аудитории и бизнес эффективно. Передо мной помимо бизнес-составляющей стояла задача продвижения новых имен и российского концептуального искусства в целом. У меня часто бывают некоммерческие выставки, потому что мне важно представить новое имя, новую мысль,  новое решение. Это всегда непросто, но крайне интересно. Вы правы, принято представлять 1-2 некоммерческих проекта в год как вклад в развитие искусства. Это ценится при отборе на мировые ярмарки типа Frieze и Art Basel. Это также вклад в развитие репутации галереи, ведь качество выставки - визитная карточка для коллекционера или музейного фонда, которые могут купить некоммерческое искусство.

- На Ваш взгляд, насколько велики шансы у художников без профильного образования найти свое место в мире современного искусства, который по сути своей есть достаточно закрытая среда?

- Я не работаю с художниками, у которых нет классического образования, а также нужной теоретической базы. Например, год учебы в Институте проблем современного искусства стал практически обязательным требованием.

- А не грозит ли соответствие актуальным запросам общества самому творческому началу в работе современных художников? Можно ли считаться востребованным, просто продавая работы или необходима концепция, которую общество готово услышать и принять?

- Мне казалось, что современные художники, наоборот, не думают о запросах общества и не пытаются анализировать конъюнктуру. В Москве успехом считается продажа работы, а я считаю, что узнаваемость автора на Западе не менее важна, для меня это серьезный критерий. Опыт последних лет это подтверждает. Да, количество продаж можно считать успехом, если мы говорим о торговле. Если же перейти в категорию искусства, то без концепции здесь не обойтись.

До кризиса считалось, что рынок активно развивался, так как люди были готовы неразборчиво тратить большое количество денег на искусство. Но в 2008 рынок упал и ситуация изменилась. До минимума сократилось количество постоянных покупателей на арт-рынке. А так как сам рынок не был отстроен, система не сформирована, то и восстановление идет крайне медленно. Общество будет готово услышать и принять творческую идею, если концепции будут внятны, арт-рынок станет прозрачным, а критерии оценки и система ценообразования не будут вызывать вопросов.

Читайте также:

Россиянин арестован за порчу картины Марка Ротко

Искусство и бизнес - способы коммуникации

Биржа займется искусством 

Ирина Лосева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.