Корпорации, вскормленные мировой войной

Корпорации, вскормленные мировой войной
Корпорации, вскормленные мировой войной

В России вновь отмечают День Победы СССР над фашистской Германией. Две сошедшиеся в жестокой схватке системы умело накачивались для ведения этой войны заинтересованными структурами. В военном бизнесе участвовали все крупнейшие мировые транснациональные корпорации, чьи хозяева сделали большие деньги на большой крови. Некоторых мы вспомним поименно.

После первой мировой войны немецкая экономика восстанавливалась и росла на иностранных кредитах. Успевшие вступить в первую мировую войну американцы преуспели в ростовщичестве больше других: с 1924-го по 1930-й сумма внешней задолженности Германии выросла с 18 миллиардов долларов до 25 миллиардов. Большая часть долгосрочных займов (55%) и, а также 37% краткосрочных кредитов выдали представители США, в первую очередь банковского дома Морганов.

Читайте также: Renault: изобретатель "гоночных корзин"

В обмен на выдаваемые средства немцы предоставляли акции предприятий. Таким образом американский капитал стал частью германской экономики. И уже в 1929 году мощные инвестиции в немецкую промышленность вывели ее на второе место в мире, а ключевые предприятия и отрасли оказались под контролем крупнейших американских финансово-промышленных групп.

С 1924 по 1929 годы в индустрию пришло 63 миллиарда золотых марок в качестве инвестиций и займов. При этом займы составляли порядка 30 миллиардов. За тот же период Германия отдала 10 миллиардов марок на выплату репараций. К 1933 году под американский финансовый капитал и промышленные корпорации находились все основные отрасли германской промышленности, а также крупнейшие банки Германии.

Один из крупнейших концернов того времени, "И.Г.Фарбениндустри" (IG Farbenindustrie), который стал основным спонсором предвыборной компании Гитлера в 30-м году, на тот момент контролировался рокфеллеровской "Standard Oil". В 1926 году банк Рокфеллера "Dillon Reed"(сейчас известен как инвестиционная компания "Warburg Dillon Reed") создал металлургического монополиста Германии — стальной трест Vereinigte Stahlwerke.

Еще по теме: Кто нажился на Великой Победе: Часть 1

Клан Морганов через General Electric контролировали практически всю германскую радио- и электротехническую промышленность. Причем поведение General Electric в Германии вызвало недовольство даже в правительстве Штатов. Буквально через год после окончания войны, в 1946 году, компания была оштрафована за то, что совместно с немецкой корпорацией Krupp умышленно завышала цены на карбид вольфрама, необходимый для механической обработки металла. Штраф был мизерным по сравнению с полученными в результате махинаций сумм — всего 36 тысяч долларов. Но здесь интересен сам факт… Американская GE имела также долю и в Siemens, которая активно использовала рабский труд и строила газовые камеры.

Морганы владели также 30% в AEG (которая была обязана всеми своими технологическими открытиями русскому инженеру Михаилу Доливо-Добровольскому), а через компанию связи ITT, которая существует до сих пор и акции которой обращаются на NYSE, контролировала 40% телефонной сети Германии. Также у GE было 30% акций авиастроительной компании Focke-Wulf, производившей боевые самолеты. Ряд военным патентов американских фирм был продан немцам, в частности, по американским технологиям строился "Юнкерс-87". Но это отдельная тема…

Дюпоны через General Motors вошли в Opel. А знаменитый Volkswagen так и вовсе на 100% принадлежал Генри Форду. Дедушке Форду в 1938 году немцы дали Орден заслуг германского орла — высшая награда рейха для иностранцев. И был за что. Немецкое управление Ford обеспечило выпуск трети всех военных грузовиков немецкой армии во время войны и также использовало труд заключённых.

Это интересно: Ротшильд: от старьевщика до финансового бога

В 2000 году условно швейцарская Nestlé выплатила порядка 15 миллионов долларов в качестве компенсаций еврейским организациям. Копейки по сравнению с тем могуществом, которое это компания получила благодаря двум мировым войнам. Воюющей американской армии компания поставляла тонны растворимого кофе, из-за перепроизводства которого страдала Бразилия. А для немецких солдат Nestlé готовила вкусный шоколад, стал монопольным поставщиком этого продукта во время всей мировой войны.

А знаменитая Fanta так и вовсе родилась в Германии. Так как с импортом ингредиентов для колы в Европу возникли проблемы, управляющий Coca-Cola в Германии Макс Кайт проявил сообразительность и вместе с технологами создал формулу вкусного химического напитка, который можно было производить для немцев на основе имеющихся материалов. А когда немцы проиграли немецкий филиал Coca-Cola переориентировали на производство напитков для оккупационных войск и захват лидерства на европейском рынке шипучих напитков. И фанту, конечно, не забыли.

Следует отметить, что период второй мировой войны был горячим периодом для значительной части современных ТНК. Они работали с немцами до последних месяцев войны, выкачав из них максимум возможного, а затем заняли лидирующие позиции в новой Европе и начали новый цикл роста.

Сергей Николаев
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

14 правил убеждения от Роберта Кийосаки
14 правил убеждения от Роберта Кийосаки
Карьера
Как убедить собеседника в своей правоте? Каждый из нас в своей жизни хоть раз наверняка мучился оттого, что другой человек его не понимает. Хоть убей, не понимает! А мы рассыпались перед ним и так, и эдак - и все бесполезно! Между тем существует несколько правил убеждения, которые связаны не только с содержанием аргументов убеждения, но и с тем, в какой форме...
10 способов предотвратить деградацию разума
10 способов предотвратить деградацию разума
Карьера
Вы заметили, что чем старше вы становитесь, тем с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков? Откроем вам небольшой секрет. Чтение любимых газет (авторов), работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые вас хорошо...
Книги о торговле, которые стоит прочитать
Книги о торговле, которые стоит прочитать
Рынок услуг
Большинство владельцев небольших магазинов сокрушаются, что у них 24-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя. При этом их магазины не работают круглосуточно, просто они так спланированы. А точнее, совсем не спланированы. Уровень подготовленности предпринимателя выдает степень его вовлеченности в бизнес. Так что если вы хотите, чтобы у вас после открытия...
10 провокационных вопросов самому себе
10 провокационных вопросов самому себе
Карьера
Для того чтобы получить правильные ответы, в первую очередь нужно уметь задавать правильные вопросы. Только правильный вопрос направляет нас и заставляет искать правильный ответ, который может стать именно тем ключиком, который откроет заветные двери. Стивен Эйтчисон предполагает, что знает секретные составляющие правильного вопроса. Он создал (а мы публикуем)...
Как правильно сформулировать свое желание Вселенной
Как правильно сформулировать свое желание Вселенной
Правила игры
Чтобы желания исполнялись, их нужно правильно загадывать. В зависимости от мировосприятия, вы можете считать это сказкой или самой ценной в мире информацией. На наш взгляд, лучшая инструкция по «заказу» желаний во Вселенную принадлежит психологу-консультанту Евгении Брайт и выглядит так.
7 секретов холодных звонков
Карьера
По роду работы вам приходится делать так называемые холодные звонки? И вот незадача - с вами слишком часто отказываются разговаривать, вместо того, чтобы охотно отвечать на ваши вопросы? Неужели люди стали так невежливы? Или это торговые агенты расплодились без меры и портят вам "поляну"? На самом деле это все не так важно! Вооружитесь опубликованными...
Топ-10 книг по ораторскому мастерству 8 способов начать действовать 13 психологических хитростей, которые упростят вашу жизнь Сильные духом: 13 правил сохранения энергии Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
19 способов найти клиентов
Рынок услуг
Как найти покупателей на свои, конечно же, замечательные, продукт или услугу? Скольким бизнесменам эта головная боль портит жизнь! Между тем за клиентами далеко ходить не надо - надо уметь пользоваться скрытыми возможностями, которые в изобилии существуют вокруг. Ниже мы предлагаем вам список этих возможностей.
10 фраз, которые сами продают 9 шагов к идеальному прайс-листу Оригинальные решения работы с клиентами Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus