"Мелодия": монополист советского звучания

 Мелодия : монополист советского звучания
"Мелодия": монополист советского звучания

Еще ровно год остается до полувекового юбилея старейшей в России звуковой компании. 23 апреля 1964 года вышло постановление Совмина СССР, на основе которого была создана фирма "Мелодия". Продукция этой компании знакома, наверное, всем жителям страны старше 20 лет: тем, кто успел пожить в СССР или застал хотя бы первые постсоветские годы. 

По сути, "Мелодия" была абсолютным монополистом. Больше никто официальных музыкальных записей в стране просто не производил. Альтернативными источниками музыки были только те носители, которые контрабандой удавалось провезти из заграницы, однако их было ничтожно мало. Основным источником музыки были носители, изготовленные фирмой "Мелодия". Да и они, если честно, оказывались большим дефицитом, особенно, если речь шла о популярной музыке.

Еще по теме: Винни-Пуха на рынок не пустили

После того, как Совмин СССР передал студии грамзаписи и заводы грампластинок переходили в подчинение Министерства культуры, последнее создало Всесоюзную фирму грампластинок "Мелодия". Она была создана на основе объединения ранее существовавших всесоюзной и периферийных студий грамзаписи, заводов по производству грампластинок и оптовых торговых баз.

Центром компании стала Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ). Именно там определялось, быть записи или не быть, подходит исполнитель под формат или не подходит. Кроме того, ВСГ занималась технической экспертизой записей, присылаемых из иногородних подшефных студий. Помимо Москвы, студии имелись также в Ленинграде, Таллине, Вильнюсе, Риге, Тбилиси и Алма-Ате. География же заводов "Мелодии" по производству грампластинок была еще шире. Крупнейший из них располагался в городе Апрелевка Московской области, но имелись также производства в самой Москве, в Ленинграде, Таллине, Риге и Тбилиси, а кроме того, в Баку и Ташкенте. Также непродолжительное время функционировали заводы в Вильнюсе и в Умани.

Это интересно: Эпоха YouTube. Начало

За все время существования в рамках советского периода "Мелодия" постоянно развивалась и становилась все крупнее и весомее. Во многом, этому, конечно, способствовало ее монопольное положение, но и заслуга работников и управляющих компании тоже была велика. "Мелодия" не раз рисковала, выпуская как западные записи, так и неоднозначные отечественные, что приводило к запретам и разнообразным постановлениям со стороны советских властей, также к кадровым перестановкам внутри фирмы.

Для грампластинок "Мелодии" существовали определенные группы жанров, в которые обязана была вписаться вся музыка. От категории зависела государственная цена грампластинки. 0 - гимны, документальные, общественно-политические записи; 1 - симфоническая, оперная, хоровая музыка; 2 - русская народная музыка; 3 - творчество народов СССР; 4 - поэзия, проза, драматургия; 5 - записи для детей; 6 - эстрада, песни советских композиторов; 7 - учебные записи; 8 - музыка народов зарубежных стран (фольклор); 9 - прочие записи (к которым по больше части относились спецзаказы и прочие нестандартные вещи).

Читайте также: Корнелиус Вандербильт - "человек и пароход"

Общий годовой тираж "Мелодии", к началу 1970-х годов, составлял около 200 миллионов грампластинок, продукция экспортировалась в 92 страны мира. К концу 1970-х "Мелодия" начала издавать свой бюллетень со списками новых грампластинок компании, рассказами об исполнителях, интервью, познавательными статьями и даже перепиской с читателями.В 1980-х фирма в соответствии с требованиями времени, пусть и не сразу, но все же отошла от формата гибких грмапластинок и сосредоточилась на более новых носителях. В тот же период были выпущены первые компакт-диски "Мелодия".

В конце 80-х "Мелодия" пустилась в собственное экономическое плаванье. Сначала перешла на хозресчет, затем стала сама определять собственную экспортную политику. Последнее, надо сказать, было довольно важным моментом, ведь к тому времени "Мелодия" оказалась одной из крупнейших звукозаписывающих компаний в мире.

Это интересно: Меценат Абрикосов и шоколадная фабрика

Однако пережить без потерь 90-е компании не удалось. Не справившись с изменившимися условиями, "Мелодия" передала лицензии на фонограммы и права на дистрибуцию компании BMG. Договор с ней действовал вплоть до 2003 года, когда, по разным данным, истек или был расторгнут.

"Мелодия" существует и по сей день. Однако сейчас скорее как продавец ностальгии и светлых воспоминаний о юности. Компания называет себя "национальным достоянием нашей страны", "ценнейшим архивом, в который входят более 230 тысяч звукозаписей" и "альма-матер ведущих профессионалов". По большей части, "Мелодия" занимается реставрацией и выпуском архивных записей. На историческом аспекте сосредоточен и современный маркетинг фирмы.

Анастасия Гарина
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.