Корнелиус Вандербильт — "человек и пароход"

Корнелиус Вандербильт —  человек и пароход
Корнелиус Вандербильт — "человек и пароход"

XIX век - эпоха бурного развития США, превращения  государства третьего эшелона в экономического лидера. В этом заслуга ничем не ограниченного "дикого" капитализма. Настолько дикого, что предпринимателей того времени прозвали "баронами-разбойниками". Одно из первых мест там занимал Корнелиус Вандербильт, основатель знаменитой династии миллионеров.

Хрестоматийной стала история о том, с чего начиналось баснословное богатство Корнелиуса Вандербильта, первого американца, чье состояние превысило 100 миллионов долларов. Основатель знаменитого рода американских миллиардеров родился в 1794 году в небогатой фермерской семье Корнелиуса и Фебы Вандербильтна Стейтен-Айленде. Его отец не только обрабатывал землю, но и подрабатывал лодочником в порту Нью-Йорка. Незадолго до своего шестнадцатилетия юный отпрыск скромной фермерской четы решил обрести самостоятельность и попросил у матери взаймы сто долларов, чтобы обзавестись собственной лодкой.

Воскликнув: "Откуда у нас, бедных голландских иммигрантов такие деньги?", достопочтенная родительница будущего мультимиллионера поставила сыну условие: вспахать и засеять заброшенный каменистый пустырь на их ферме. Задачка была не из легких: мало того, что участок, сам по себе не слишком пригодный для сельскохозяйственных работ, был довольно большим, добрых восемь акров, так еще и времени для его обработки рачительная матушка выделила всего-ничего - 26 дней. Но стремление юного Корнелиуса вырваться из семейного гнездышка оказалось сильнее. И в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием "Быстроходная", на которой перевозил пассажиров со Стейтен-Айленда до Манхеттэна и обратно.

Читайте также: Имперский размах Джона Рокфеллера

И дело пошло, поскольку тогда он впервые применил тактику, которая впоследствии сделает его одним из богатейших людей Америки, - жестокий демпинг. За проезд юный лодочник брал 18 центов, значительно меньше конкурентов, к тому же благодаря юношескому горячности возил при любой погоде. К тому же он подрабатывал перепродажей в Нью-Йорке товаров, купленных на Стейтон-Айленде и наоборот. Уже через год Корнелиус Вандербильт расплатился с матерью и заработал свою первую тысячу долларов. Началась экспансия молодого предпринимателя. Другие перевозчики не выдерживали конкуренции и разорялись, а он прикупал все новые лодки и скоро стал хозяином целой флотилии. Через два года после приснопамятной сделки с матерью 18-летний Вандербильт получает правительственный контракт на обеспечение американских фортов всем необходимым во время Англо-американской войны. Благодаря этому он смог выйти на новый уровень - обзавестись настоящим "взрослым" кораблем. На правительственные деньги были построены небольшая шхуна и еще два судна поменьше. Тогда-то конкуренты и прозвали юного судовладельца "Командором", каковое прозвище осталось с ним до конца его долгой жизни.

К 23 годам Вандербильт не только скопил целых девять тысяч долларов, но обзавелся семьей, женившись на своей кузине Софии Джонсон, которая была под стать своему целеустремленному и решительному мужу. Тем временем конкуренты начали активно перенимать демпинговую тактику молодого транспортного магната, и Корнелиус решил податься в активно развивавшийся пароходный бизнес. Он продал все свои суденышки, но поскольку ничего в недавно изобретенных Робертом Фултоном судах на паровой тяге не смыслил, то нанялся капитаном на пароход, принадлежавший плантатору Томасу Гиббонсу.

Читайте по теме: Монополии возжелали высокого искусства

За десять лет работы на маршруте между Нью-Йорком и Нью-Брансуиком он настолько детально изучил новое средство передвижения, что после своего увольнения смог спроектировать собственный пароход, который оказался быстрее и экономичнее, чем у конкурентов. К тому времени они с женой, которая держала таверну в Нью-Брансуике располагали уже 30 тысячами долларов. На эти деньги Вандербильт открывает собственную линию Нью-Йорк - Филадельфия. Тут-то бывший лодочник смог по полной программе применить свою излюбленную тактику. Благодаря преимуществам своего парохода, он брал за проезд один доллар, в то время как у других пперевозчиков он стоил четыре. Вскоре конкуренты заплатили ему 30 тысяч долларов, лишь бы он убрался из их вотчины. Тогда его пароходы начинают курсировать по Гудзону между Нью-Йорком и Олбани. Заканчивается все по тому же сценарию: конкуренты платят ему 100 тысяч отступных и пять тысяч ежегодно в течение следующих десяти лет, лишь бы он носа не казал на Гудзоне.

И так было везде, где бы он ни появлялся. Благодаря оголтелому демпингу и все возраставшему размеру отступных, свой полувековой юбилей Командор Вандербильт встретил крупнейшим судовладельцем и одним из богатейших людей Америки. Однако это был далеко не конец.

Накануне своего 60-летия магнат решает отдохнуть. Он строит роскошную яхту "Северная звезда" и отправляется в годовой круиз по Европе. Однако по возвращении обнаруживает, что люди, которым он доверил управление делами, решили вести собственную игру и попытались вытеснить его из бизнеса. Он не стал ввязываться в судебные тяжбы, а написал им короткое письмо, ставшее впоследствии знаменитым:

"Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. Искренне ваш, К. Вандербильт".

Командор развязал очередную ценовую войну, в которых был таким докой. Через год его противники были на грани разорения. Они решили, что будет проще платить ему по 40 тысяч ежемесячно в течение года, лишь бы он снова убрался куда подальше.

Великая депрессия: Пособие по выживанию

К 70-летнему юбилею Корнелиус Вандербильт стал богатейшим человеком Америки. Но он не был бы самим собой, если бы успокоился на достигнутом. На склоне лет полностью распродает свои флотилии и принимается за дело, которое многие считали пустой тратой времени и денег, - железными дорогами. Он приобрел самую захудалую ветку - Гарлем-Нью-Йорк. Уже через год она принесла ему первый миллион. Через пять лет его уже величали не иначе как "железнодорожным королем". И было отчего.

К 1877 году, когда непотопляемый Командор оставил бренную юдоль, на его банковских счетах было свыше 100 миллионов долларов, а территория Соединенных Штатов была опутана сетью железных дорог Корнелиуса Вандербильта, которые благодаря его ценовой политике стали доступны для миллионов простых американцев. В благодарность за это они воздвигли ему роскошный памятник из красного гранита у вокзала Grand Central на его родном Стейтен-Айленде.

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Социальное программирование
Социальное программирование
Правила игры
Общество умеет транслировать написанные кем-то и когда-то социальные законы, зачастую просто не понимая их смысла. Слабые духом, а их значительно больше девяносто пяти процентов населения, просто принимают правила игры – даже не понимая, зачем и для чего они это делают
Tри важных секрета Волшебства. Мощность проявления Силы
Tри важных секрета Волшебства. Мощность проявления Силы
Ресурсы
Целенаправленное направление мыслей, а точнее намерения в определенное русло рано или поздно приводит к осуществлению данной ветки вероятности.
Вещи, за которые вы не обязаны извиняться
Вещи, за которые вы не обязаны извиняться
Правила игры
Большинство людей в мире слишком боятся позволить себе любить, выдумывая себе “ужасные последствия” горькой утраты. Не имеет значения, кого ты любишь, не важно, взаимно это или нет, ты любишь, и это уже прекрасно.
Пять упражнений, которые помогут найти ваше предназначение
Пять упражнений, которые помогут найти ваше предназначение
Правила игры
Наша жизнь состоит из жизненного опыта, историй, ролей, отношений, заработка, навыков. Что-то из этого мы сами выбираем. Что-то из того, что мы называем своим выбором, на самом деле является компромиссом.
Ребёнок, окружённый критикой
Ребёнок, окружённый критикой
Ресурсы
Ребёнок, окружённый свободой выбора - учится быть ответственным за свои решения.
Миллиардер без миллиарда
Карьера
Он основатель Duty Free. Ему 81 год, он нажил состояние в 7,5 миллиарда долларов. При этом не имеет машины, летает эконом-классом, живет в съемной квартире. Чак Фини носит электронные часы за 15 баксов и мятую рубашку.
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда Восемь самых полезных знаний Шесть правил богатого человека Советы как добиться успехов в этой жизни О чем плачут двадцатипятилетние
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер
Рынок услуг
Для того, чтобы летнее кафе заработало, необходимо правильно оформить все нужные документы и согласовать с органами власти. Это управление архитектуры, комитет товарного рынка, комитет благоустройства города и наконец – мэрия.
Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера Как эффективно предлагать клиентам обратный звонок
Ребёнок, окружённый критикой
Ребёнок, окружённый критикой
Ресурсы
Ребёнок, окружённый свободой выбора - учится быть ответственным за свои решения.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus