Индустриализация покоряет "город невест"

Индустриализация покоряет  город невест
Индустриализация покоряет "город невест"

Иваново, известное своими ситцами, меняет ориентацию. Делать ставку на один вид бизнеса не просто недальновидно, но и опасно: слишком высока цена такого решения в кризис. Поэтому сегодня здесь функционирует индустриальный парк — о его перспективах главному редактору "Правда.Ру" Инне Новиковой рассказал губернатор Ивановской области Михаил Мень.

Смотрите видео

Читайте также интервью Михаила Меня на "Правда.Ру"

Про Вас написано в энциклопедии — видный российский общественный государственный деятель, почетный доктор института теологии, даже указано, что Вы — бывший рокер.

— Я не знаю, насколько можно регионального руководителя называть видным общественным деятелем. Сегодня на самом деле функции руководителя региона сведены, по сути, к хозяйственным вопросам. Хотя, конечно, мы отвечаем и за общественно-политическую ситуацию в регионе, но все-таки 80 процентов времени приходится уделять хозяйственным вопросам.

Губернатор занимается именно хозяйственными вопросами? А не развитием региона, не стратегическими задачами взаимодействия с инвесторами?

— На мой взгляд, как раз взаимодействие с инвесторами и стратегическое развитие региона — это и есть хозяйственная функция. Я, разумеется, не имею в виду те функции, что находятся в зоне ответственности и компетенции муниципальных образований, конкретно работы жилищно-коммунального хозяйства непосредственно на территории. Все-таки это больше полномочия муниципалитетов.

Говоря про Иваново, в первую очередь вспоминаешь текстильное производство. Недавно президент Медведев говорил, что мы его чуть не потеряли. Там были большие проблемы?

— Проблемы на самом деле только в одном — в том, что хлопок остался за пределами нашей страны. На сегодняшний день хлопок — это Узбекистан, Таджикистан. И это действительно серьезно влияет на процессы, потому что наши предприятия полностью зависимы от колебаний на хлопковой бирже. Даже в разгар кризиса ситуация была для текстильной промышленности не такой сложной, как в последующий, недавний совсем период, когда в одночасье за полгода цены на хлопок подскочили в три раза. Поэтому мы обязаны думать о будущем текстиля. И на сегодняшний день мы имеем поручение от премьер-министра — подготовить проектно-сметную документацию по созданию на территории региона комбината синтетического волокна.

Я как раз хотела спросить: разве нельзя выпускать какие-то иные ткани?

— Вот мы и двигаемся постепенно в сторону синтетики. Конечно, мы не поменяем полностью продукцию, потому что наш главный ассортимент сейчас — это домашний текстиль, знаменитое ивановское постельное белье, шуйские ситцы. И это на синтетику не поменяешь. Но синтетика необходима, потому что это расширение гаммы продукции. Это смесовые ткани — спорт весь в синтетике сейчас. Ну, а самое главное — это утеплители, стройматериалы, ковролин, по которому мы ходим, обивка салонов автомобилей — все, что угодно делается из синтетики. К тому же синтетическое волокно производится из углеводородов, которые у нас в стране достаточно.

А в Узбекистане есть предприятия по изготовлению продукции из хлопка? Или у них хлопок, а у нас промышленность?

— Сейчас наметился не очень приятный для нас тренд — теперь в этих республиках не только собирают хлопок, но и осуществляют его прядение. И в результате начинают демпинговать на рынке — получается, что ткань иногда дешевле купить оттуда, чем заниматься ткачеством и прядением у нас. Хотя наше преимущество в более качественном производстве, я чувствую, как им тяжело. Наши текстильные фабрики, как правило, выживают, только когда работают комплексно на выпуск конкретной продукции. То есть это и ткачество, и прядение и швейное производство. Потому что вообще добавленная стоимость у готовой ткани очень невелика, а уже в изделии сразу возникает рост добавленной стоимости. Поэтому мы наших текстильщиков подталкиваем к тому, чтобы они активнее шли в швейное производство. И сегодня в регионе есть хорошие фирмы, которые выпускают детскую одежду, рабочую одежду для "Газпрома", РЖД.

Ранее мы писали: Коноплю могут вернуть в оборот

Есть своя ниша, где ваша продукция востребована?

— Есть, но нам бы хотелось, чтобы она была больше, и мы будем ее развивать. И для этого, в частности, мы создали три больших логистических центра в Иваново — один почти в центре города и еще два на окраинах. Это оптовые логистические центры, своего рода текстильная биржа, куда съезжаются предприниматели из малого и среднего бизнеса со всей центральной России. И скупают уже готовую продукцию. Многие из подмосковных городов приезжают, потому что у нас очень хорошие цены.

А чья это была идея — создать такой логистический центр?

— Это наше совместное решение с Союзом текстильщиков. Кроме того, мы приглашаем на работу молодых дизайнеров из российской текстильной Академии. И сейчас расцветки нашего белья совсем другие стали. И все это дает надежду, что все-таки отечественный, в смысле — ивановский, текстиль выживет.

Но ведь Иваново — это не только текстиль?

— Нет, конечно, это еще и промышленное машиностроение. Я вам так скажу — у нас половина ВВП формируется из двух отраслей — текстильной и машиностроительной. И это наша сила, и наша слабость. Почему мы страдаем в любой кризис сильнее всех? "Заваливается" чуть-чуть одна из отраслей, уже проблема, а если обе — то просто сразу идет разбалансировка бюджета. Тем более что машиностроение у нас еще и имеет свою специфику: практически все сориентировано на строительную отрасль. Смотрите, даже знаменитый автокран "Ивановец" — это один из лучших брендов в стране. Мы не пустили на наш рынок никакие зарубежные аналоги именно из-за конкуренции с отечественными производителями. Но когда начался кризис — стройка встала, и сразу же ни экскаваторы, ни автокраны, ни башенные краны, которые мы производим, стали никому не нужны. В одночасье количество отпущенных с завода автокранов упало в пять раз. Представляете, какая катастрофа для предприятия и вообще для региона?

Поэтому сегодня мы стараемся диверсифицировать экономику. И уже есть первые результаты. Во-первых, мы построили вместе с РосСельхозБанком большую кондитерскую фабрику "Красная заря", которая сейчас выходит на очень серьезную цифру — 4 процента производства всего российского шоколада. Это самый крупный в России проект РосСельхозБанка — 4,5 миллиарда рублей инвестиций.

Как вашему предприятию удалось занять 4 процента рынка, заставили кого-то подвинуться?

— А мы очень конкурентоспособны, потому что производство самое современное — стоят высокотехнологичные немецкие линии, высокая производительность труда. К сожалению, не так много рабочих мест — всего 225 человек где-то работает. Если бы предприятие было такого советского плана, там бы 2500 работали. Всегда модернизация шагает рядом с сокращением рабочих мест.

— Потом мы открыли комбинат детского питания. Еще один, безусловно, интересный проект — это электрометаллургический комбинат, строительство которого должно быть завершено в первом квартале текущего года. Кроме того, мы инвестировали серьезные средства в рамках государственного частного партнерства в индустриальный парк. Вообще что такое индустриальный парк? Это как офисный комплекс, где есть интернет, телефонная сеть, люди заходят, снимают офис и начинают работать, имея всю инфраструктуру.

То же самое индустриальный парк, или технопарк — они немного отличаются спецификой — у нас, скорее, индустриальный парк. Это большая территория земли с зелеными площадками, с корпусами. Но самое главное — у нас есть своя ТЭЦ, своя водоочистительная станция. Подключение к электроэнергии в индустриальном парке бесплатно, цена на электроэнергию достаточно низкая. То есть инвестор приходит и либо может садиться на площадку, либо в готовый корпус. Многие предпочитают на зеленую площадку — уже 20 таких резидентов появилось, стали трактора собирать — вот буквально с конвейера первые сошли. Индустриальные парки — это будущее. Вообще все мировые экономики развиваются по трем направлениям: индустриальные парки, особые экономические зоны, и третий принцип — это кластерный подход. Вот мы двигаемся по всем этим направлениям.

А вы не планируете создавать особую экономическую зону в своем регионе?

— Мы сейчас работаем над тем, чтобы создать особую экономическую зону регионального уровня. Например, подавали заявку и на портовую зону в аэропорту, и на промышленно-производственную. Но в конечном итоге пойдем по пути Липецка, где работают несколько таких особых экономических зон именно местного регионального уровня.

Смысл в чем? Сегодня все происходит следующим образом: приходит новый инвестор, и мы с ним вступаем в дискуссию относительно того, какие льготы мы ему дадим, сколько он откроет рабочих мест, какая будет средняя зарплата. И начинается некий торг. Я выношу это обязательно на суд парламента, парламент обсуждает, смотрит цифры, и в конечном итоге принимается решение не губернатором, а коллегиально парламентом.

А когда будет действовать особая экономическая зона регионального уровня, инвестор понимает, что ему не надо ходить и договариваться ни с каким чиновником, ни с депутатами — не упрашивать, не убеждать, не уговаривать, не подмигивать в кабинетах. Он приходит и заранее знает, что по закону Ивановской области он будет здесь иметь именно те льготы, которые предусмотрены в рамках регионального законодательства.

Читайте по теме: Импорт разувают

А у вас там уже стоит очередь из инвесторов?

— Двадцать уже пришло. Мы пиарим достаточно активно наш индустриальный парк, представляем на всех промышленных выставках. У нас хорошо работают сайты, аккаунт в Twitter индустриального парка — мы достаточно активно работаем. Конечно, мы уступаем очень часто в борьбе за крупные инвестиционные проекты более развитым и более близко расположенным к Москве регионам — той же Калуге. Но на сегодняшний день 20 таких резидентов есть, и это пока всего лишь 37 процентов занятости, и есть еще возможность расширения территории, и пристройки второй очереди ТЭЦ. Не так все плохо. Теперь у меня остался очень серьезный вызов — привести все-таки в область крупного инвестора, чтобы он мог серьезно диверсифицировать экономику.

Еще мы очень надеемся, что все сказанное Дмитрием Анатольевичем Медведевым по поводу децентрализации федерального бюджета и вообще децентрализации полномочий, начнет в ближайшее время работать. Это может серьезно изменить ситуацию в стране в положительную сторону. Потому что невозможно управлять всеми мелкими процессами из Москвы. Я вам приведу один простой пример: из Министерства образования нам передают колледжи. Ими руководили из Москвы и доруководились буквально до ручки. То есть, там просто руины — и в физическом смысле, и в финансовом, и в управленческом.

Каким же образом ими руководили из Москвы?

Назначали директора этого колледжа, про которого потом никто понятия не имел — где он и что делал, никто его не контролировал, мне он не подчинялся. Например, я ему задаю вопрос: "Ты что делаешь?" А он мне: "Минуточку, я по министерской вертикали докладываю, а не вам". Вот и все.

Я с одним колледжем начал разбираться, а у него на балансе 60 зданий стоит, половины из которых уже нет. Там просто катастрофа: в общежитиях какие-то "левые" бабушки прописаны, бесхозяйственность полнейшая.

Очень надеюсь, что сейчас рабочая группа, которая работает в правительстве, разберется с этой историей. Так нельзя: доруководиться до ручки, а потом сбросить нам долги.

Насчет своего дальнейшего будущего вы уже задумываетесь? Планируете всю жизнь прожить в Иваново или как?

— В данном случае я уже поступил на путь государственной службы, когда во многом уже не я определяю свою судьбу, а руководство страны.

Читайте также: Джинсы взлетят в цене

Вы же входите в кадровый резерв президента?

— Думаю, туда входит большинство губернаторов, проходящих по возрастному цензу. Но я человек командный: где скажут, там и буду работать. До конца второго срока остается еще четыре года, так что пока рано задумываться о будущем. Хотелось бы успеть здесь реализовать все свои планы.

Интервью к публикации подготовила


Михаил Мень: Мой вызов судьбе
Светлана Сметанина
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.