Санкции на вооружение были даже в годы ВОВ – эксперт

Санкции на вооружение были даже в годы ВОВ – эксперт
Санкции на вооружение были даже в годы ВОВ – эксперт

В 2015 году количество современного вооружения в Военно-воздушных силах России планируется довести до 33 процентов, а процент исправной техники — до 67. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу. По мнению военного специалиста и публициста Александра Широкорада, с котором побеседовал Bigness.Ru, санкции — не помеха планам Сергея Шойгу.

— В рамках гособоронзаказа ВВС и пилоты ВМФ получат 126 новых самолетов и 88 вертолетов, пообещал Сергей Шойгу. Не помешают ли санкции выполнению этих задач?

В условиях санкций это вполне выполнимая задача, на мой взгляд. Потому что наша, например, авиационная промышленность где-то частично, фрагментально завязана с американской, западно-европейской авиационной промышленностью. Но какие-то элементы мы получали из Украины. Здесь больше сложностей. Другой вопрос: сумеем ли мы заменить все то, что мы получали из Украины. А это бывшие советские изделия и технология их хорошо известна нашим производителям, и является в значительной части собственностью некоторых наших министров. Так что, как раз важны не какие-то американские технологии, не какие-то западно-европейские технологии, а связь с КБ "Антоновым", КБ "Южным", которое осталось сейчас без российских заказов. Это более сложно. Но это все преодолимо. Если будут соответствующие вложения, политическая воля нашего руководства, то эти планы будут реализованы.

— Какие российские предприятия работают на военную авиацию?

Концерн "Сухого" в Москве, работает ряд предприятий Самары, Туполевское КБ еще работает на авиацию в значительной мере. На Дальнем Востоке есть, в Комсомольске-на-Амуре. Наши самолеты неоднократно экспонировались на выставках и в Абу-даби, и в Сингапуре и так далее, и показывали себя не хуже, по крайней мере, американских образцов. Китайцы давно мечтают получить современный истребитель "Сухого", и стоит вопрос, поставлять им или нет. Дело в том, что китайцы очень легко и быстро копируют наши машины, и Китай как раз — главный конкурент для российского авиапрома. Именно Китай. Самое интересное, что в свое время Советский союз в 1950-х годах поставил самолет МИГ-17 Китаю. И китайцы буквально через несколько недель начала производства выяснили, что китайский самолет летает на 50 км быстрее нашего. Двигатель тот же, выяснилось, что китайцы сумели за счет своих мастеров улучшить обтекаемость самолета, заклепки и все, что угодно.

По этому пути шел не только Китай, послевоенная Япония начала где-то покупать, а где-то воровать патенты, и японская промышленность, в основном, основана на том, что они использовали чужие патенты, изобретения и сэкономили на этом. Нет худа без добра, и санкции дают возможность нам использовать и западные технологии. Одно дело, когда мы получаем эти западные технологии законным способом, покупаем какие-то западные технологии. И другое дело, если нам не будут поставлять какие-то технологии, а мы их будем получать каким-то обходным путем, например, со сбитых самолетов в Ираке, в Ливии и так далее.

Дело в том, что Россия, Советский Союз, жили в условиях санкций практически с 1917 года по 1991 год. Даже в годы ВОВ со стороны США были эти санкции. Например, они нам отказывали в поставке летающих бомбардировщиков, тяжелой артиллерии, электроники, полностью засекречивали от нас атомные проекты. То есть санкции были даже в годы ВОВ. Санкции были на вооружение, на передовую технологию. Но, тем не менее, практически все, что было нужно, Страна Советов имела. У нас на полигонах СССР испытывались все современнейшие танки, даже опытные образцы. Те же самые американцы, например, конструкция "Кристи" поставляла нам опытные американские танки со снятыми башнями, потому что башни, то есть пушки были лучше. Со снятыми башнями все они как великолепные тракторы. Америка тогда еще не признала Советский союз, а эти танки "Кристи" везли к нам без башен, как сельскохозяйственные тракторы. Немецкие танки все испытывались, английские танки. После войны, в 1947 году, мы полулегально купили, и то обходным путем, реактивный двигатель в Англии, их доработали и оснастили те же наши МИГ-15. То есть советская военная промышленность имела все, что было нужно. А сколько десятков опытных, а главное, серийных образцов американских ракет достал наш НИИ! Где-то в проливе произошел авиабой, упала ракета в 1946 году. Ее доставили куда надо и сделали точную копию Р-60 и другие варианты.

— Будут ли сложности в связи с ухудшением кооперации по части ВПК с Украиной?

Сложности будут, но они устранимы. Потому что все технологии и станки — все, что производится на Украине, есть и у нас. Потому что раньше это была одна страна. К примеру, те же украинцы экспортировали десантные корабли на воздушной подушке "Зубр". Хотя интеллектуальная собственность была у ленинградского конструкторского бюро. А они переименовали эти "Зубры" в "Бизоны" и пытались их продавать и в Грецию, Китай и так далее. Делали два завода, головной в Питере и второй завод в Феодосийской компании "Море". То есть практически вся технология у нас есть. Украина и ее технология, и ее производство, все на уровне 1991 года практически осталось. Они просто доводили то, что было, и в значительной мере они отстали от мирового уровня.

Читайте также:

Владимир Дворкин: Замена украинских двигателей будет затратной

"Контракт с США даст нам средства для развития ракетных двигателей"  

Сергей Жигарев: Цены на сырье для оборонки привязаны к рублю  

Анатолий Цыганок: На импортозамещение в ВПК уйдет 2-3 года  

Владимир Климанов: У России должны появиться новые партнеры по ВПК  

Минобороны России просит конпенсировать потери из-за курса рубля  

Всеволод Хмыров: В России есть оборудование для ремонта АПЛ 4 поколения 

Экспертное мнение
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.