В России предпринимателей днем с огнем не сыщешь. Согласно проведенному анализу, тонкая прослойка бизнесменов в нашей стране скоро может исчезнуть. 93% россиян предпринимателями не являются, и в данной роли себя не видят. Растет лишь доля "вынужденных" бизнесменов, которые не умеют иначе зарабатывать на жизнь. Остальные довольны работой "на дядю".
К таким результатам пришли исследователи из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, которые в составе международного проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM) с 2006 года изучают развитие отечественного предпринимательства, сообщает газета "Ведомости". Впрочем, по словам самих исследователей, развитием это назвать сложно - динамика российского предпринимательства крайне слаба. Ежегодно количество человек, которые хотели бы работать не на постороннего человека, увеличивается незначительно. И сегодня чаша весов склоняется в сторону тех, кто считает работу "на дядю" гораздо более надежным и перспективным занятием. Согласно результатам исследования, обнародованным несколько дней назад, таких граждан насчитывается 93%.
Читайте также: Бизнес-уроки от бывшего гангстера
"Приведенные цифры нисколько меня не удивляют, - рассказала корреспонденту Bigness.ru главный редактор Rabota.ru Александра Гросс, - так уж сложилось исторически, что в нашей стране периодически давили проявления предпринимательской активности. Потому как таковой культуры собственного бизнеса у нас нет. Кроме того, у россиян очень низок уровень финансовой и экономической грамотности. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, лишь 30% россиян делают сбережения. Из них большинство копит на машину, лечение, образование, отдых. Как мы видим, здесь с одной стороны подход общества потребления ("хочу машину, ничего, что квартиры своей нет" и "хочу в Париж, как это я отстану от друзей"), с другой - рациональный подход к планируемым (образование) или возможным (лечение) тратам. Только 3% откладывают средства ради получения дополнительного дохода и 4% - чтобы открыть свое дело".
Еще: Российский бизнес думает о будущем
При этом, как отмечает эксперт, целых 70% россиян просто живут одним днем. Такая позиция характерна для граждан, чей низкий доход не позволяет откладывать деньги, и для желающих тратить деньги на удовлетворение сиюминутных нужд. "При таком подходе к финансам даже те, кто имел бы возможность открыть свой бизнес, не делают этого по причинам "меньше ответственности", "работа на дядю, зато стабильный доход", "меньше риски" и так далее. Дополнительным фактором, на мой взгляд, выступает неверие в потенциальные возможности страны обеспечить легальный и при этом доходный бизнес", - заключает Александра Гросс.
И действительно, по данным исследователей ВШМ СПбГУ, из всех людей, которые планируют заняться предпринимательской деятельностью, лишь 30% верят в успешный исход дела, который поможет им добиться улучшения жизненных условий. Но большей частью, граждане, желающие открыть свое дело в России, имеют весьма смутное представление о целесообразности такого начинания.
Еще по теме: ВТО путает карты на рынке труда
Впрочем, "слепое блуждание" в сфере бизнеса не мешает 40% от всех предпринимателей в России заниматься этим делом вынужденно. В то же время лишь 19% опрошенных видят в себе потенциал открыть собственное дело, остальные же предпочитают получать стабильный доход в роли исполнителя. Интересной чертой немногих обладателей личного бизнеса в нашей стране является крайне низкое стремление к его разрастанию. То есть если ранее наши сограждане пытались увеличивать штат сотрудников хотя бы до 20 человек, то сегодня многие и вовсе не видят в этом необходимости.
Помимо общеизвестной проблемы, которая заключается в весьма скромной поддержке предпринимательства со стороны государства, хладнокровное отношение населения к бизнесу может быть связано с увеличением трудовых мест на рынке. Если есть возможность стабилизировать свою жизнь, работая в организованных условиях и ежемесячно получать оговоренный оклад, то зачем лезть на рожон? Так, по-видимому, размышляют современные россияне. Впрочем, по мнению Алексея Гостева, шеф-редактора специальных проектов "Работа для вас", предпринимательские "шевеления" на территории нашей Родины не настолько скупы, как показало исследование.
Это интересно: Где бьют баклуши по трудовой книжке
"Обычно такое положение объясняют тем, что в нашей стране чрезвычайно сложно вести бизнес. Россия в рейтинге Doing Business, измеряющем легкости ведения бизнеса в стране, находится на 120-м месте, в то время как даже наш сосед Белоруссия - на 69-м, - замечает эксперт, - большинство молодых людей, выросших в "путинскую" эпоху, воспитаны на ценностях "государственного капитализма", и неоднократные опросы показывали, что идеалом карьерного успеха для них является тепленькое местечко где-нибудь в "Газпроме". Однако я бы не сказал, что наши соотечественники совсем лишены стремления к предпринимательству. По моим субъективным ощущениям, среди современных молодых образованных горожан создание своего бизнеса становится своеобразной модой. Множество моих знакомых уходят с высокооплачиваемых офисных должностей, и открывают собственные кафе, книжные магазины, сервисы по доставке еды, интернет-магазины игрушек и так далее. Не все проекты заканчиваются успехом, однако новые стартапы создаются постоянно. Так что предпринимательский настрой у нас не то чтобы отсутствует - он просто сконцентрирован в относительно узком (пока) социальном слое. А массовые опросы фиксируют мнение того самого, "Газпром-ориентированного" большинства".