Сеть магазинов электроники Media Markt с середины нынешнего месяца начнет тестирование системы радиочастотных меток для товаров в категориях "аксессуары" и "мультимедиа". Оснащение одного магазина выливается в трехзначную сумму, закон об освобождении от налогов с украденных товаров рассматривается в Госдуме, однако RFID упорно продвигают.
RFID-технология уже достигла таких высот, что может использоваться для слежки буквально за всеми объектами на планете - начиная от товаров и заканчивая людьми. Идея эта разрабатывается с начала прошлого века и одно из первых известных устройств, действующих по этому принципу, было разработано для шпионажа изобретателем Львом Тереминым для СССР в 1945 году. Но это была прослушка, а не идентификационная метка.
Читайте также: Современный пастух для коров - микрочип
Еще одна предтеча - импульсный приемопередатчик IFF - использовался англичанами во Второй Мировой Войне для идентификации самолетов в системе "свой-чужой". С начала 2000-х эту технологию стали активно применять промышленники и торговцы, невзирая даже на явную дороговизну и массовое распространение штрих-кодов.
Как рассказал "Ведомостям" директор по информационным технологиям и организации бизнес-процессов Media Saturn Russia Бьорн Грайфф, метками будет оснащено около 12000 товарных наименований, или 30% ассортимента. А сканеры разместят на складе, в торговом зале и на выходе из магазина.
Модернизация обходится в весьма чувствительную сумму, но это не останавливает владельцев Media Markt. Как сообщает издание, оснащение RFID-сканерами первого гипермаркета в московском торгцентре "Золотой Вавилон Ростокино" без учета конвейера для маркировки мультимедиатоваров обошлось Media Markt в 164 000 евро. Одно лишь только считывающее устройство стоит несколько тысяч долларов. При этом стоимость бумажной пассивной радиочастотной метки составляет от 0,2 до 3 долларов за штуку, а метка в защищенном промышленном исполнении она может достигать 20-30 евро и более.
Еще по теме: Свергнет ли ритейл сетевых диктаторов?
Оборудование последующих магазинов сети будет обходиться дешевле, но не намного. По примерным расчетам внедрение RFID в них будет стоить примерно в 100 000 евро на каждый. А насчитывается этих магазинов 38.
Как уверяют в Media Markt, такие вложения должны упростить логистику. Однако за счет чего именно удастся сократить издержки, непонятно. Технология позволит продавцам отделов аксессуары и мультимедиа не тратить время на наполнение полок и подсчет товарных остатков, но где здесь финансовый выигрыш?
Кроме сокращения издержек учета, которые отнюдь не являются сколь-нибудь заметными в бизнес-процессах, никаких явных преимуществ в рознице RFID не дает. Если работа по перемещению товаров отлажена, то использование радиочастотных меток, то есть тотальный контроль расположения товаров в реальном времени - как пятое колесо в телеге. Не мешает, но и без него все едет...
Технология скорее подходит для складского хранения, а не розничного распространения. Другие сети по продаже бытовой электроники пока не спешат внедрять чипы. Кого-то устраивает система штрих-кодов, кто-то пробует QR-коды
Читайте еще: Зеленый, полосатый, а внутри - нитраты...
RFID пока она не очень подходит для продовольственной розницы, так как метки пока довольно таки уязвимы. К тому же высокая цена оборудования и постановки меток заметно повышают стоимость продуктов.
Не так давно стало известно о том, что лоббисты крупнейших розничных сетей добились внесения в Госдуму законопроекта, который позволяет списывать убытки от украденных товаров в расходы и не платить с этой суммы налог на прибыль. Против этой инициативы выступал Минфин. Если верить сетям, которые утверждают, что у них воруют на 1% от выручки, то бюджет в случае принятия предложенных депутатом поправок может недосчитаться 30 миллиардов рублей при товарообороте в 15-16 триллионов рублей.
Как утверждал ранее глава Х5 Retail Group Лев Хасис, его каждый год теряет на воровстве около 100 миллионов долларов. Плюс прибавить налог на прибыль в размере 20%.
Это интересно: Как пленка Fuji стала кремом
Впрочем, ритейлеры могут назвать любую сумму. Все равно проверить это практически невозможно. За очередную круглую цифру зацепился руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРА России" Андрей Шубин и не поленился разложить ее по полочкам магазинов Хасиса. "Если мы разделим эту сумму на количество торговых точек Х5, то получим, что каждый день в одном магазине должны красть 70 дорогих пачек сигарет, либо 200 батонов, либо 70 кг бананов", - подсчитал он... Кому верить?
В общем, общество толкают к тому, что без RFID не обойтись. А технология эта, как известно, может использоваться не только для тотального контроля за товарами, но и за людьми.