С начала кризиса объемы грузоперевозок снижаются день ото дня. Эксперты всего мира связывают такое падение со спадом производства и общей экономической нестабильностью. Судя по прогнозам на 2009 год, грузоперевозчикам еще долго придется «голодать».
Объемы грузовых авиаперевозок сократились в декабре 2008 года почти на четверть (22,6%), что является «шокирующим и беспрецедентным результатом», говорится в пресс-релизе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
«Это ярчайший пример спада в мировой торговле», - так охарактеризовал декабрьское сокращение грузоперевозок глава IATA Джованни Бизиньяни. На долю воздушных перевозок приходится 35% международной торговли в стоимостном выражении. В связи с кризисом снижается потребление товаров и объем заказов, а государственные власти стремятся поддерживать своих производителей и сокращать импорт, который из-за инфляции все больше дорожает.
«Похоже, 2009 год станет одним из сложнейших в истории международной авиации. Сокращение грузоперевозок на 22,6% в декабре забросило нас в неведомые дали, и дна падения пока не видно. Пристегните ремни и приготовьтесь к турбулентности и жесткой посадке», - невесело пошутил Бизиньяни.
Даже с учетом хороших показателей первого полугодия, в целом 2008 год принес сокращение объемов работ. Объем перевозок снизился на 4,0%, коммерческая загрузка достигла 75,9%.
Хотя плачевное состояние царит не везде, например количество перевезенных грузов рейсами российской авиакомпании «Сибирь» в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 24,9%, рассказали Bigness.ru в авиакомпании.
Как говорит экономист банка «ТРАСТ» Евгений Надоршин, по снижению объема грузовых авиаперевозок, несомненно, можно судить о снижении в мире деловой активности. Однако следует помнить, что большая часть грузов ходит не авиацией, а поэтому давать оценку экономической ситуации по снижению этого вида грузоперевозок можно лишь частично.
«Авиацией перевозят только специфический груз. Например, настолько дорогостоящий, что способен оправдать перевозку на самолете, или настолько скоропортящийся, что требует доставки так быстро, что даже увеличение цены товара за перевозку на самолете вдвое все равно сохраняет актуальность. Остальной же груз транспортируется морским, автомобильным или железнодорожным транспортом», - поясняет Bigness.ru эксперт.
Сокращение грузоперевозок в мире железной дорогой за 2008 год по предварительным прогнозам может составить около 3–5% относительно 2007 года, морским транспортом – 3–4%, автомобильным транспортом – 2–3%
В России в 2008 году железнодорожные перевозки составили 2769 тыс. тонн, что меньше прошлогоднего показателя на 7,2%, говорится в отчете министерства транспорта и связи за 2008 год. А за январь 2009 года снижение составило уже 33% по сравнению с аналогичным месяцем 2008 года.
Наиболее подверженными спаду оказались Азия, Северная Америка и Европа. Так перевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона в декабре зафиксировали падение на 26,0%, латиноамериканские - 23,7% груза, североамериканские -22,2% и европейские - 21,2%. На их фоне регионы Ближнего Востока(-9,2%) и Африки (-8,0%) чувствуют себя просто превосходно.
«Пока товары не научились телепортировать, снижение объема грузоперевозок отражает снижение активности, однако только косвенно. Потому что не исключено, что производство функционирует, но от производителя к потребителю поставки по ряду причин могут не осуществляться», - отмечает Евгений Надоршин.
Управляющий активами ИК «AG Capital» Владимир Левченко так же отмечает, то объем грузоперевозок освещает деловую активность в мире, но так как он является показателем на текущее состояние экономики, то использовать его как настоящий отражающий индикатор не совсем правильно.
«Поскольку грузоперевозки являются распределением уже готовых товаров в основном длительного пользования, их снижение может являться отражением уже ухудшившейся ситуации», - поясняет он в интервью Bigness.ru.
В этом году падение грузоперевозок составит 19% - такой прогноз сделал Минтранс.
Екатерина Евстигнеева