Panasonic - дитя упрямого безумца и века технологий

Panasonic - дитя упрямого безумца и века технологий
Panasonic - дитя упрямого безумца и века технологий

Легенды, написанные на бумаге, — это истории о неких невероятных событиях. Легенды, существующие в реальности, — это всегда живые люди, которые сами создают невероятные события. 24 года назад не стало одной из таких живых легенд. 27 апреля 1989 года умер Коносукэ Мацусита, ярчайший бизнес-лидер, создавший электронную империю, известную на весь мир.

Именно Мацусите мы обязаны появлением фирмы Matsushita Electric, известной своими брендами Panasonic, National и Technics.

Коносукэ родился 27 ноября 1894 года в деревне Васамура, расположенной на Юго-Западе острова Хонсю Японского архипелага. Его отец был мелким землевладельцем и главой довольно большой семьи: у Коносукэ было пятеро старших сестер и три брата. Когда будущему бизнес-кумиру было четыре года, его семья полностью разорилась. Пришлось переезжать из деревенского дома в нищую городскую квартирку.

Еще по теме: Япония думает над будущим своих заводов

Денег не было. Совсем. Из-за этого Коносукэ не то, что не успел закончить образование, а даже не сумел к нему толком приступить: когда мальчику было девять, он был вынужден бросить школу и пойти работать. При этом не куда-нибудь, а на фабрику. Сначала он трудился на производстве древесного угля, а потом перешел на велосипедный завод.

Именно там деятельная натура Коносукэ впервые начала проявляться. Юноша постоянно рвался усовершенствовать производство, но все его инновационные идеи наталкивались на непонимание. Никто не хотел слушать, что там рассказывает полуграмотный юнец. Когда Мацусите было 22 года, он предложил начальнику свою разработку новой штепсельной вилки, однако, как всегда, услышал, что никого это не интересует. И тогда Коносукэ, наконец, принял решение.

Молодей человек уволился с завода и заняться собственным бизнесом. В активе у него имелся стартовый капитал в размере 100 иен и два сотрудника: жена и шурин. При этом все трое, включая Мацуситу, не имели даже среднего образования. В общем, и финансовых, и людских ресурсов было, мягко говоря, недостаточно для основания великой империи, однако Коносукэ все же это сделал. Мало того, его шурин Тошио Иуэ со временем также сделался бизнес-легендой, став президентом компании SANYO.

Читайте также: Ларри Пейдж: у истоков эры Google

Мацусита занялся производством инновационных электропатронов, при этом сразу же заложил первые принципы своего бизнеса. Эти принципы он вывел сам, не имея под рукой ни учебников, ни опыта частнопредпринимательской деятельности. Первый из них гласил: мы не будем делать ничего такого, чего не делают наши конкуренты. Но мы будет делать это на 30 процентов лучше и на 30 процентов дешевле, чем они. При этом совершенствовать они старались только те товары, которые востребованы на рынке.

Все трое работали днем и ночью не покладая рук, заложили все свое имущество и даже одежду, чтобы достать хоть немного денег для вложение в собственный бизнес. Стоит ли говорить, что сначала странная фирма фанатичных энтузиастов несла одни убытки? Однако Коносукэ не унывал и не сдавался: он слишком верил в то, что прав, чтобы сомневаться.

Так, например, он изобрел новую батарейку для велосипедного фонаря. Тогда улицы в темное время суток почти не освещались, и подобные фонари были весьма популярны. Вот только работали они не более трех часов подряд, после чего заряд батарейки заканчивался. Мацусита изобрел элемент питания, которого хватало на 30-50 часов. И столкнулся с тем, что продавцы электроприборов испытывают к нему даже меньше интереса, чем некогда его бывший шеф к инновационной штепсельной вилке. Тогда Коносукэ решил зайти с другой стороны: он обратился к велосипедным дилерам. И снова получил отказ. Однако и тут Мацусита не сдался. Вместо того, чтобы выбросить все свои батарейки и признать поражение, он бросил на продвижение элементов питания все имевшиеся средства.

Еще по теме: Даймлер, запустивший двигатель автоиндустрии

Он нанял троих людей, которые обошли все велосипедные магазины, имевшиеся в городе. Эти люди предлагали продавцам взять батарейки без предоплаты — вещь неслыханная по тем временам. Поскольку продавцы при этом ничего не теряли, многие из них нехотя согласились. И успех, наконец, улыбнулся Мацусите. Покупатели брали его элементы питания охотно. Скоро на фирму посыпались заказы. Сначала от магазинов, а затем и оптовые, когда японцы заметили, что батарейки выгодно использовать не только для велосипедных фонарей, но и для освещения домов.

Matsushita Electric, созданная Коносукэ после ухода с завода в 1917 году, стала активно развиваться. И делала она это исключительно благодаря гениальному руководству своего бессменного лидера, который еще не раз удивлял мир своими оригинальными техническими решениями и неожиданными маркетинговыми ходами. Так, например, во времена Великой Депрессии Мацусита стал едва ли не единственным руководителем, который не стал сокращать штат работников, чтобы сократить расходы. Несмотря на то, что все его компаньоны едва ли не умоляли Коносукэ так и поступить, чтобы предотвратить неизбежное, как им казалось, разорение, тот остался непреклонен. Один из бизнес-принципов Мацуситы гласил, что сотрудники — основной капитал компании. Именно Мацусита стал основоположником японской национальной бизнес-модели, опирающийся на данный постулат.

Это интересно: Оружейник Кольт берет успех "на мушку"

Он не уволил ни одного человека. Вместо этого Коносукэ вдвое сократил производство, сделав рабочий день сотрудников в два раза короче, но, при этом, сохранив им прежнюю зарплату. В освободившееся время они должны были самостоятельно продавать продукцию фирмы. Учитывая всеобщую безработицу и царившую во всем мире панику, Мацусита стал героем и кумиром для своих работников. Те с воодушевлением продавали то, что произвели, а, учитывая, что объемы производства сократились, запасы на складах быстро подошли к концу. Пришлось расширяться. Matsushita Electric стала, пожалуй, единственной фирмой в Японии, которая сделала это в период Великой Депрессии.

Коносукэ Мацусита отошел от дел лишь в 1961 году. Он заработал многомиллиардное состояние, однако в быту оставался очень скромен, тратя все деньги на бизнес-школы, фонды по поддержке начинающих предпринимателей и другие социальные проекты. Мацусита умер 27 апреля 1989 года в возрасте 94 лет. За свою жизнь он стал не только самым богатым предпринимателем Японии, но и одним из ее национальных символов. Коносукэ Мацусита до сих пор вызывает восхищение не только на родине, но и во всем мире.

Анастасия Гарина
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.