Дружба дружбой, но терминалы врозь?

Дружба дружбой, но терминалы врозь?
Дружба дружбой, но терминалы врозь?

Решение Федеральной антимонопольной службы о признании соглашения о стратегическом сотрудничестве между авиакомпанией "Аэрофлот" и международным аэропортом "Шереметьево" несоответствующим законодательству о защите конкуренции не только вызывает недовольство участников процесса, но и неоднозначно оценивается экспертами рынка авиаперевозок.

Вызвавшее недовольство антимонопольщиков Соглашение о сотрудничестве между двумя крупнейшими операторами российского авиарынка имеет непростую предысторию. Впервые о подготовке этого документа стало известно еще в начале октября этого года, когда в СМИ появились сообщения о конфликте между крупнейшим российским авиаперевозчиком — "Аэрофлотом" и аэропортом "Шереметьево", для которого эта авиакомпания является базовой. Со слов топ-менеджеров аэропорта в прессу просочилась информация, что противостояние обусловлено нежеланием "Шереметьево" подписывать предложенное авиакомпанией соглашение из-за содержащихся в нем условий, которые могли бы привести к дискриминации других авиаперевозчиков.

Еще по теме: Авиакомпании "пролетают" мимо праздников

Конфликт достиг своего пика 2 октября, когда "Аэрофлот" заявил об отмене 60 рейсов по вине аэропорта, затеявшего внеплановый ремонт взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания, владеющая 8,96% акций аэропорта, пригрозила инициировать отставку генерального директора "Шереметьево" Михаила Василенко. Руководство аэропорта обвинения отвергло, заявив, что состояние ВПП не позволяло далее затягивать с ремонтом и о начале работ были заблаговременно предупреждены все базирующиеся здесь перевозчики. Более того, сам Василенко перешел в контратаку, ехидно поинтересовавшись в своем блоге: не виновато ли "Шереметьево" еще и в том, что не выгнало из аэропорта крупнейшего конкурента "Аэрофлота" — "Трансаэро" и другие авиакомпании?

Тогда же стали известны и спорные условия соглашения. Так, согласно этому документу, "Аэрофлот" и его партнеры по международному альянсу авиаперевозчиков "Sky Team" получали в свое распоряжение весь Южный сектор аэропорта (терминалы D, E и F). Следует отметить, что это наиболее инфраструктурно обустроенный комплекс терминалов. До подписания Соглашения из этого сектора летали 57 авиакомпаний, в т. ч. и "Трансаэро". Теперь же многим из них предстояло перейти в Северный сектор, где работы по повышению эффективности инфраструктуры еще не закончены, а то и вовсе искать для себя другие аэропорты. Второй, более существенный пункт Соглашения предусматривал тридцатиминутный временной слот до и после рейсов "Аэрофлота", во время которого вылет рейсов иных авиакомпаний был бы блокирован.

Это интересно: "Аэрофлот" настаивает на моногамии

Несмотря на то, что "Аэрофлот" и его партнеры по "Sky Team" обеспечивают до 85% пассажиропотока "Шереметьево", руководство аэропорта не спешило подписываться на такие эксклюзивные условия. Подобное соглашение к тому времени уже было подписано с "Трансаэро", но, по словам представителей "Шереметьево", оно не содержало пунктов, выполнение которых привело бы к дискриминации других перевозчиков. Спустя неделю после пика конфликта позиция аэропорта внезапно изменилась, и столь желанное "Аэрофлоту" соглашение было подписано.

Однако, как и опасалось руководство аэропорта, на договор обратило внимание антимонопольное ведомство. В начале ноября его представители (по официальной версии — опираясь исключительно на сообщения прессы, по другим данным — прислушавшись к жалобам в т. ч. и иностранных авиакомпаний из альянса "Sky Team") возбудили дело по подозрению в нарушении закона о защите конкуренции, допущенным соглашением о партнерстве между "Аэрофлотом" и "Шереметьево". Занявшее чуть больше месяца расследование первоначальные подозрения подтвердило, и 19 декабря ФАС вынес свой приговор в отношении обеих компаний. "В этом документе в явном виде прописаны преференции для "Аэрофлота" и препятствия для других компаний", — заявил "Газете" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Сторонам соглашения выдано предписание в течение месяца "в течение месяца устранить нарушения закона о конкуренции". Теперь, если решение антимонопольного органа не будет обжаловано (на что у проштрафившихся компаний есть три месяца), партнерам придется отдать 0,01 — 0,15% от суммы незаконно полученной выручки, но не менее ста тысяч рублей каждому.

Читайте: Взлетная полоса для Минтранса

Между тем, решение ФАС вызвало определенное недоумение не только у участников процесса (что понятно), но и у иных экспертов рынка. Если в "Шереметьево"прокомментировали ситуацию в духе "мы ничего не нарушали, но готовы исполнить решение контролирующего органа", то представители "Аэрофлота" были более агрессивны. Так, один из сотрудников авиакомпании заявил в интервью газете "Ведомости", что "никакие авиакомпании не опрашивались, не приглашались и никакими материалами с ФАС не делились", а сторонние перевозчики, включая "Северный ветер" и "Трансаэро", дали положительное заключение.

В то же время, ряд экспертов рынка считает, что конфликт вызван политикой государства по укрупнению авиакомпаний и концентрации воздушных перевозок в московском авиаузле. Другие и вовсе полагают, что ФАС дует на молоко, поскольку после подписания Соглашения аэропорт не отказал в услугах ни одной компании. Третьи настаивают на том, что мировая практика признает наличие собственных терминалов у крупных базовых перевозчиков и альянсов, а антимонопольщики попросту занимаются буквоедством. Более тог, они напоминают: терминалы не резиновые, и при желании руководство аэропорта может организовать логистику так, что преференциями будут пользоваться отдельные авиакомпании. И никакой ФАС тут уже ничего не изменит.

Илья Никонов
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.