Московским автомобилям стало тесно на суше, и столичные власти обратили свое внимание на воду. В ближайшее время в столице планируется начать строительство двух видов необычных парковок на реках. Это плавучие парковки, расположенные на дебаркадерах, и поддонные парковки, находящиеся в шахте под дном реки. Однако, как выяснилось, идея уже не нова.
Идея плавучих парковок возникла у московской мэрии еще при Юрии Лужкове, однако тогда от ее воплощения в жизнь отказались. Вспомнили о них уже при Сергее Собянине и в 2011 году намеревались построить первую такую стоянку за счет города. Строительство должно было обойтись более чем в 100 млн рублей. Уже был даже объявлен конкурс, однако в силу того, что разместить парковку предполагалось на Воробьевской набережной, Департамент природопользования выступил против. В выбранном месте побережье Москвы-реки является природоохранной территорией.
Читайте также: Страна пересядет на электромобили?
Сейчас НИиПИ Генплана Москвы разработан план строительства примерно 40 трехъярусных паркингов на Москве-реке. Каждый их них рассчитан на 100 машино-мест. Согласно схеме размещения, стоянки должны появиться у станций метро "Киевская", "Парк Культуры" и "Таганская", что сделает их перехватывающими. То есть именно такими, в каких столица испытывает наибольшую потребность. Но, стоит отметить, что не все плавучие парковки станут доступны для простых водителей. Около половины из них будут предназначены исключительно для посетителей дебаркадеров — плавучих ресторанов и гостиниц. Вообще плавучие парковки задумываются как стационарные, однако при необходимости их можно будет отбуксировать в другое место. Например, так планируется поступить во время проведения чемпионата мира по футболу 2018.
Во времена Юрия Лужкова в результате кризиса 2009 года был заморожен уже практически готовый проект строительства 24 парковок под Москвой-рекой. Нынешний проект предусматривает создание около сотни объектов. Это стоянки на 80 или на 120 машино-мест, при этом вместимость зависит от местоположения: рядом с жилыми домами парковки сделают поменьше, рядом с офисными зданиями — более вместительными. Основная их часть, естественно, будет располагаться под дном реки, а на поверхности окажется только
лифтовая шахта, выступающая на 4 м от набережной в сторону воды. Парковки будут механизированными, т. е от автовладельца потребуется только оставить машину в шахте стоянки и получить парковочный билет. Остальное произойдет без его участия: машину автоматически опустят вниз и также автоматически поднимут назад, когда владелец вставит в автомат оплаченный билет.
Еще по теме: Такси в Москве — что предпочесть?
Меж тем аналитики высказывают сомнения о том, что инвесторы найдут данные проекты привлекательными. Строительство плавучих, а особенно подземных парковок, обойдется дорого, в то время как они являются малорентабельными, а главное, долго окупаемыми объектами. Плавучие парковки смогут окупиться не раньше, чем за 10 лет, поддонные — только за 15-17. В силу нестабильности российской экономики инвесторы предпочитают не вкладывать в РФ деньги в столь долгие проекты. Кроме того, необычность проектов предполагает отсутствие внятной нормативной базы по их реализации. А это значит, что количество бюрократических барьеров и уровень коррупции при осуществлении строительства будут намного выше, чем обычно. Ранее, в 2011 году, власти уже заявляли, что ряд инвесторов, в т. ч. иностранных, крайне заинтересован в проекте по созданию поддонных парковок, однако тогда ничего сделано не было. В настоящий момент в мэрии Москвы затрудняются сказать, имеются ли у них инвестиционные проекты, связанные со строительством стоянок под водой, сообщают "Известия".
Вообще проблема нехватки парковочных мест актуальна не только для Москвы. И в мире нередко подходят к ее решению креативно. При этом творчество их создатели проявляют не только при архитектурном оформлении стоянок (как, например, в Майами и Чикаго, определенные парковки в которых являются признанными дизайнерскими шедеврами), но и при их техническом оснащении. Так, например, в ОАЭ существует механизированный автопаркинг на целых 765 автомобилей, при этом система способна одновременно перемещать по этажам вверх, виз, вправо и влево до 250 машин. Таким образом, создание в Москве двух необычных видов парковок с хорошим техническим оснащением — плавучей и поддонной — отлично впишется в мировой тренд.