Все тайны российских соков

Все тайны российских соков
Все тайны российских соков

Употребление соков - потребность организма или дань традиции? Согласно стратегии ВОЗ, в ежедневный рацион обязательно необходимо включать стакан сока. Почему они нам нужны, чем полезны углеводы, как заполучить все необходимые органические кислоты? И какой сок лучше - восстановленный или свежевыжатый, нам рассказывает президент РСПС Наталья Иванова.

- Все чаще звучат призывы к употреблению соков, заменяя им одну из порций овощей и фруктов. Однако многие эксперты считают, что все-таки полезнее употреблять фрукты, нежели пить соки. Вы, как эксперт международного уровня, постоянный член рабочих групп Международного союза производителей фруктовых соков IFU и Европейской ассоциации производителей фруктовых соков AIJN, что скажете?

- Значит, эти диетологи не придерживаются рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Потому что ВОЗ, изучая вопрос рационального питания, в том числе и в современном мире, при наших объемах нагрузки, ритме жизни, рекомендовала как один из постулатов своей программы - употребление пяти порций фруктов и овощей, 400 граммов, в день. Но учитывая сезонность овощей и фруктов в разных частях мира, учитывая, что не всегда это удобно с точки зрения ритма жизни, ВОЗ рекомендует одну из порций заменять стаканом сока. Таким образом, консолидированное мнение, прежде всего организации здравоохранения, состоит в том, что потребление одного стакана сока в день способствует поддержанию баланса витаминов в организме.

- Очевидно, что пропаганда сока апеллирует к здоровому образу жизни. Однако как мы можем видеть, очень много концентрированных соков, с добавлением сахара и консервантов. Этим грешат даже элитные торговые марки. Правда ли это?

- В это сложно поверить, но это не так. Современных технологий у нас не было вплоть до середины прошлого века. Может быть, поэтому мы никак не можем привыкнуть. Вот к компьютеру привыкли, а к этим технологиям - никак. Мы считаем, что мы готовим у себя дома сок, а потом он у нас скисает, значит его нельзя сделать и в промышленном масштабе. Однако на производстве все это делается в стерильных условиях. Сок пастеризуется, затем по стерильной трубе в стерильном потоке воздуха - я не преувеличиваю - сок попадает в стерильную упаковку. И за счет этого обеспечивается сохранение продукта. А не за счет консервантов, как многие полагают.

А насчет сахара... Его добавляют только в томатный сок, потому что он совсем не углеводистый.

- То есть, Вы хотите сказать, что в продаваемых соках нет консервантов и сахара? А кто за это может поручиться? Ответить, в конце концов?

- Современные технологии, о которых многие так плохо говорят, позволяют сохранить в соке практически все полезные свойства спелых фруктов и донести до потребителя натуральный сок спелого фрукта.

Я уже устала искать наглядные способы, чтобы доказать неправоту тех, кто считает, что лучший сок - свежевыжатый. Мне иногда обидно. Например, как изготавливают концентрированный апельсиновый сок. В Бразилии (один из основных поставщиков апельсинового сырья в России - прим. Ред.), свежесобранные апельсины практически сразу отправляют на машине на перерабатывающий завод. Там из них отжимают сок, при этом ничего не добавляют. На изготовление сока идут только тщательно отсортированные, промытые фрукты. Затем из апельсинового сока по специальной технологии удаляют воду, и полученный концентрированный сок разливают в емкость, наносят дату изготовления, номер партии и отправляют.

- Потому что на российском рынке соков в рамках сотрудничества между его промышленными и непромышленными участниками создана и успешно функционирует система самоконтроля качества и подлинности соковой продукции? Но насколько эта система не уступает госконтролю?

- Государственные стандарты и государственный контроль - это две разные вещи. Стандарт, согласно законодательству, это добровольный стандарт качества. А контроль - обязательная часть, куда входят две задачи: безопасность и не введение потребителя в заблуждение. Если говорить о системе контроля, которая существует у нас, то контролируются, прежде всего, требования к безопасности продукта. И если появляются такие случаи, когда мы видим проблему, с точки зрения безопасности, то в обязательном порядке сообщаем органам государственного надзора.

И, конечно, качество. Есть определенные требования, например, по содержанию сухих веществ в соках, это контролируется законодательством, а есть вкусовые предпочтения - здесь выбор за потребителем. При этом обеспечиваются условия для добросовестной конкуренции. Но одно другое не заменяет, не подменят и не противоречит. Скорее, это синергизм.

- А меняются ли вкусовые пристрастия аудитории в зависимости от рекламы? Мы в основном пьем яблочный сок, иностранцы - апельсиновый. Какие изменения можно ожидать в структуре российского рынка соков?

- Если вернуться к потребителю, то любой специалист - диетолог, психолог, социолог - скажет Вам, что пищевое поведение является одним из самых консервативных в психологии человека. И то, что в разных странах пьют соки по-разному, в разных сочетаниях и разных количествах - это, прежде всего, обусловлено привычкой поведения. И в гораздо меньшей степени - рекламой, либо продвижением того или иного вида сока. Хотя, конечно, второй и третий фактор имеют значение.

Почему я так однозначно это утверждаю? Просто нам тоже было всегда интересно: и с точки зрения развития бизнеса, и просто по-человечески. И изучая данные маркетингового исследования кто что пьет, я пришла к определенному выводу. Вот смотрите, в 2010 году Европейский союз, куда входят двадцать семь стран, провел исследование, чтобы сравнить с нашим, российским, исследованием. И знаете, что получилось? В каждой стране ЕС, несмотря на общее законодательство, общую политику, отсутствие границ, соки пьют абсолютно по-разному.

- Результаты оказались предсказуемыми, или полученная картинка удивила всех?

- Польша пьет овощные соки, и она является единственной страной, где преобладают именно такие соки, особенно любимая поляками морковка. Немцы пьют яблочный сок и любят его так же, как и мы. Южные страны пьют, как мы называем, "мягкие" соки: персик, абрикос. И как правило, это не соки, а нектары. У Северной Европы - Великобритании, Дании и Франции на первом месте апельсиновый сок. И мне, как специалисту по статистике, а еще врачу в "первой жизни", мне были очень интересны итоги этого отчета.

Если говорить о России, то у нас преобладает привычка пить яблочный сок. И это замечательная привычка, поскольку яблоко - тот вид сырья, который у нас растет, которым мы можем обеспечивать себя сами. На втором месте у нас апельсиновый сок и, наверное, это связано не столько с рекламой, сколько с тем, что он стал доступным.

- Хорошо, поговорим про наш любимый яблочный сок. Известно, что потребность в яблочном концентрированном соке для производства соковой продукции в России по итогам 2011 года составила более 120 тысяч тонн. Но из них только 20 процентов произведено из отечественного сырья, остальное - импорт. Каким образом производители могут увеличить долю отечественного сырья и оптимизировать себестоимость продукции?

- Да, 20 процентов яблочного сырья обеспечивается за счет России. Еще почти 20 процентов дают нам страны СНГ, в основном Украина. Потому что сады сажали на территории СССР, а они растут долго, поэтому мы используем ту базу, которая есть.

И потом, яблочный сок - разный, даже по вкусу, даже если яблоки растут в одном и том же саду и на одном и том же дереве, если он разного урожая. Более того, соки, произведенные из яблок, растущих в России, и произведенные из яблок других широт, будут отличаться всегда, вне зависимости от урожая и сорта. Самое главное отличие - это вкус.

В России кислые, но ароматные яблоки. У выращенных в Тамбове кислотность будет 3,5, в Краснодаре - 2,5, а сладкое яблоко - это ниже двух. И во всем мире потребительская привычка такова, что нужно смешивать сорта кислые, но ароматные с ароматными или менее ароматными, но сладкими для того, чтобы обеспечить сбалансированную кислотность. Чтобы у потребителя не сводило зубы, когда он пьет яблочный сок. И это соотношение: 40 к 60 процентам - мы от него никуда не денемся, потому что практика, принятая во всем мире. Если мы на 100 процентов заместим все собственным сырьем, то потребитель просто уйдет. И на первое место выйдет апельсин. Для нас это хорошо?

И есть еще одна проблема, которая не дает и садоводам развивать производство яблок для тех же соков. У нас очень большой дефицит столовых яблок. Вы когда-нибудь задумывались об этом? У нас нет садов в достаточном количестве, которые обеспечивали бы нашу с Вами потребность. Мы же не только любим пить яблочный сок, мы еще очень любим есть яблоки. Например, нужен миллион, а мы выращиваем в лучшем случае четыреста. Маловато будет.

- И тем не менее, Россия занимает четвертое место на мировом рынке соков - после США, Германии и Китая. Общий объем в среднем составляет 3 миллиарда литров. Основные поставщики соков в Россию - Китай, Голландия, Украина и Израиль. На них приходится 72 процента всего импорта соков. Соответственно, несмотря на суровые условия для выращивания сырья, у нашей страны есть хороший потенциал для развития этой отрасли.

- Да, но у нас есть потенциал для развития за счет ягодной базы. И кто нам мешает научиться выращивать овощи для соков? Или использовать современные технологии? Почему мы должны отказываться от чего-то, что у нас не растет, когда мы можем привезти тот же апельсиновый сок хорошего качества по нормальным ценам?

- Получается, что вступление России в ВТО и отмена заградительных пошлин не помешает соковой индустрии?

- Для соковой индустрии вступление в ВТО не является настолько болезненным, как для мясной, например. И мы очень спокойно относимся к этому процессу не потому что он для нас не важен, а потому что соковая индустрия - это современная отрасль. Она формировалась по правилам, которые едины для всего мира. И мы работаем по мировым стандартам: по сырью, по готовой продукции - мы находимся в достаточно жесткой конкуренции. У нас нет проблемы качества, мы не боимся, что к нам из-за рубежа придет более конкурентоспособный или более качественный продукт. У нас современный, конкурентный соковый рынок.

- И нет даже маленькой ложечки дегтя в этой бочке меда?

- В любом случае, сложно. Возникают вопросы у наших коллег, в том числе и в других странах. Они нам задают вопросы в связи с вступлением России в ВТО: "А как будет?". И мы обсуждаем, думаем. Но невроза нет.

- Не могу не задать Вам личный вопрос. Как человек привычки, какой сок предпочитаете пить?

- Я никогда не задумываюсь какой именно. А, скорее всего, имею привычку в употреблении. Например, яблочный сок никогда не пью разбавленным, а апельсиновый очень часто разбавляю. Мне так нравится. И, конечно, томатный! (смеется)

Читайте также:

Евгений Маврин: Экономика без границ

Соков в России становится больше

Где живут драйверы фармацевтики России?

Дарья Дерябина
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.