Марсель Бик, "одноразовый" миллионер

Марсель Бик,  одноразовый  миллионер
Марсель Бик, "одноразовый" миллионер

Заслуга создания шариковой ручки принадлежит венгерскому журналисту Ласло Биро. Но из-за дороговизны изобретение не получило широкого распространения. Человеком, который сумел превратить шариковую ручку в повседневный предмет для миллионов людей, стал инженер Марсель Бик. Его модель снискала всемирный успех и положила начало корпорации Bic.

Венгерскому журналисту Ласло Биро не удалось стать акулой пера ни на родине, ни в Аргентине, куда он из-за своего еврейского происхождения перебрался, после того как в Будапеште пришли к власти профашистские силы. Наверное, потому, что перо это он терпеть не мог. Еще бы, ведь бывшие тогда в ходу перьевые ручки были чрезвычайно неудобны: они протекали, оставляли кляксы или наоборот переставали писать именно в тот момент, когда нужно было что-то срочно зафиксировать на бумаге.

Неприязнь Ласло к несподручному писчему прибору была настолько сильна, что вместе с братом Дьердем он изобрел новый способ письма — с помощью стержня, в котором чернила подавались на бумагу благодаря вращающемуся стальному шарику. Оставалось поставить производство нового устройства на промышленную основу, но в 1938 году регент Венгерского королевства Миклош Хорти начинает активно поддерживать германских нацистов, и Ласло Биро решает от греха подальше эмигрировать во Францию, где и получает патент на шариковую ручку.

Читайте также: Джина Райнхарт — золушка наоборот

Несмотря на очевидные преимущества изобретения Биро перед традиционным пером, оно не снискало успеха у широкой публики. Попросту не успело, потому что почти сразу патент на производство шариковых ручек выкупили британские ВВС. Английским летчикам было неудобно в полете пользоваться традиционными перьями и чернилами, поэтому авиационные заводы Соединенного Rоролевства освоили выпуск нового письменного приспособления.

Тем временем всю континентальную Европу накрывает коричневой чумой, и братья Биро перебираются в Аргентину, где в 1943 году получают новый патент и продают его за миллион долларов компании Eversharp. Удобное устройство было встречено южноамериканской публикой на ура. До сих пор в этой стране шариковые ручки называют биромами, как и во многих англоговорящих странах. Но из-за особенностей патентного права покорить мировой рынок Eversharp не удалось. Все дело в том, что самое перспективное направление — американское — оказалось для детища бывшего венгерского журналиста закрыто. В том же 1943 году свою модель прибора для письма со стальным шариком в стержне запатентовал в Соединенных Штатах коммивояжер Милтон Рейнолдс. Это был наглый плагиат, но, как гласит старая пословица, "опоздавшему — кости". Венгр попытался отстоять свой приоритет в американском суде, но проиграл. Прорваться на главный рынок мира удалось лишь Марселю Бику.

В 1945 году в предместье Парижа Клиши вместе с приятелем Эдуаром Буффаром он начинает собственное производство ручек по патенту Биро. Будучи инженером по образованию и путешественником по призванию, Марсель Бик, которому тогда было чуть больше 30-ти, всегда мечтал о вещах, которые было бы не жалко забыть, потерять, сломать или попросту выбросить, чтобы не таскать с собой с места на место.

Читайте по теме: Бизнес по фиксированной цене

"Я думал, как было бы здорово, если бы нужные вещи сами оказывались в том месте, где они мне нужны, — вспоминал впоследствии Марсель Бик. — Конечно, это было сказочное желание. Тогда я понял, что было бы удобно выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом… Я снова подумал о сказке: вот бы у меня стало столько денег, чтобы было не жалко ничего выбрасывать… Но денег не было. Решение пришло само собой: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи".

И он начинает активно работать над удешевлением шариковых ручек, которые в то время стоили довольно дорого. Основную стоимость в приборах Биро составлял корпус, в который вставлялись сменные стержни с чернилами. Бик решает сделать ручку такой же дешевой, как сам стержень. Несколько лет колдовствал над составом чернил, материалом корпуса и его формой, и в 1950 году создал одноразовую ручку Bic Cristal в шестигранном пластиковом корпусе. Это было попадание в яблочко. Дизайн ручки оказался настолько удачным, что остается неизменным до сих пор и даже угодил в нью-йоркский Музей современного искусства.

Однако прошло еще три года, прежде чем ручка Бика вышла на рынок. Все это время Марсель пытался пристроить свою модель какому-нибудь известному производителю. Но она стоила 29 центов, в то время как средняя цена на шариковые ручки составляла от девяти до 12 долларов. В будущее этого демпинга не верил никто.

Это интересно: Песпи-Кола станет алкогольной

В 1953 году Марсель Бик начинает собственное производство Bic Cristal. Успех был оглушительным. Он рассчитывал продавать по 10 тысяч штук в день. Но очень скоро продажи составили четверть миллиона ручек в сутки. Началось триумфальное шествие по миру одноразовых предметов под маркой Bic.

Через пять лет после дебюта Bic Cristal Марсель покупает американского производителя канцелярских принадлежностей Waterman и получает доступ к самому хлебному рынку мира. Для избалованных янки глава Societe Bic припас новшество — разборные ручки. Теперь их можно было использовать снова и снова, лишь меняя стержень. И вся радость за те же 29 центов. Американцы по достоинству оценили французское "блюдо", и вскоре продукции по маркой Bic принадлежало бесспорное лидерство на американском рынке писчих принадлежностей. Тогда настал черед зажигалок. Принцип был тот же: дешево, надежно и практично. И стильно: разноцветные одноразовые зажигалки Bic подходили под любые наряды, за что пользовались особой популярностью у женщин. Покорив женщин, неугомонный инженер принялся за мужчин. И в 1976 году нанес удар по бритвенному бизнесу Gillette, выпустив первые в мире одноразовые станки. Теперь им принадлежит 60 процентов рынка.

Марсель Бик умер 30 мая 1994 года в возрасте 80 лет. Societe Bic сегодня занимает первое место в мире по производству шариковых ручек, продавая их по 4 миллиарда ежегодно. Группа выпускает разнообразные канцелярские товары под марками Conte, Hauser, Ballograf, Sheaffer, White-Out, Tipp-Ex. Bic является лидером в производстве одноразовых зажигалок и бритв: в день по всему миру продается 4 миллиона зажигалок и 8 миллионов одноразовых станков для бритья.

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Простые шаги к большим целям
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Бизнес-план: мебель для домашних животных
Бизнес-план: мебель для домашних животных
Производство
Владельцы кошечек и собачек с удовольствием покупают различные элементы мебели. Это относится преимущественно к городским жителям. Не пытайтесь продать «кошкин домик» в деревне.
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Ресурсы
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни люди нравятся всем вокруг, не прилагая никаких усилий? А другим, несмотря на старания, так и не удается завоевать расположение окружающих.
Бизнес-план: стикеры для интерьера
Бизнес-план: стикеры для интерьера
Производство
Важную роль играет креативность. Люди не хотят видеть стандартные серые изделия. Чем ярче будут ваши наклейки для интерьера, тем больше шансов их продать.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер
Карьера
Знаете, что доставляет мне самое большое удовольствие? Видеть, как приходят дивиденды от вложенных мною усилий.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер
Карьера
Знаете, что доставляет мне самое большое удовольствие? Видеть, как приходят дивиденды от вложенных мною усилий.
Пятнадцать технических приемов продаж Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки Главные принципы успеха в бизнесе
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Привычки в стиле Кайдзен
Привычки в стиле Кайдзен
Ресурсы
Хорошая новость в том, что любое действие можно превратить в привычку и выполнять на полном автомате.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus