Станет ли наше кино кассовым?

Станет ли наше кино кассовым?
Станет ли наше кино кассовым?

Аналитики предсказывают кинорынку России и стран СНГ, исключая Украину, довольно заметный рост в нынешнем году — на 12,5 процентов, причем его объем составит более миллиарда долларов. Темпы роста рынка, согласно расчетам экспертов, снизятся, однако резервы его до конца не исчерпаны. Удастся ли российским кинодеятелям задействовать их в полном объеме?

Российская исследовательская компания Movie Research уже не первый год отслеживает состояние отечественного кинорынка и строит прогнозы на основе собственного анализа. Если верить расчетам аналитиков, то в этом году мы будем чаще ходить в кино, чему должна поспособствовать замедляющаяся динамика удорожания билетов. По мнению экспертов, стоимость посещения кинотеатра достигла потолка, и в дальнейшем владельцы будут увеличивать ее крайне неохотно.

Именно резкое подорожание билетов, повлекшее увеличение кассовых сборов, послужило причиной роста кинорынка стран СНГ на 16,2 процента в 2011 году — в этом году рынок замедлит свой рост, но, тем не менее подрастет на 12,5 процента и достигнет объема в 1,3 миллиарда долларов. Увы, привлечь зрителя помимо демократичной стоимости билета уже почти нечем. Всяческие 3D-эффекты и прочие Dolby Surround несколько приелись, а иных сколь-нибудь прорывных технических новинок еще не придумали.

Читайте также: "Другой мир-4" вышел в лидеры

Заметно ударить по состоянию рынка могут и новации Министерства культуры России. В рамках — вы только не смейтесь — закона о государственной поддержке кинематографии здесь подготовили такие поправки к нему, от которых не одного владельца кинотеатра хватит апоплексический удар. Дело в том, что уже к началу года все кинотеатры страны должны были подключиться к так называемой Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах в кинозалах (ЕАИС). Зачем? Да просто, по информации все того же Movie Research и других агентств, официальные данные о проданных билетах, заявленные кинотеатрами, порой на 40-60 процентов ниже реального объема продаж.

Учитывая, что кинотеатры отчисляют кинопрокатчикам и производителям фильмов около половины суммы именно от заявленных кассовых сборов, ЕАИС преследует по идее благую цель: защитить интересы производителей. Есть одна загвоздка: закупка оборудования и подключение к системе возложены на владельцев кинотеатров, а те, само собой, не спешат стройными рядами встать под тотальный контроль, тем паче, удовольствие это не из дешевых (от 100 до 300 тысяч рублей). Что придумали в Минкульте? Подстегнуть упирающиеся кинотеатры штрафами от 50 до 400 тысяч рублей или приостановкой работы на три месяца. Тот факт, что кинотеатры и так жалуются на полупустые залы и некоторые из них предпочтут совершенно свернуть деятельность, чиновники в расчет, видимо, не принимают.

Читайте по теме: Девятая рота пойдет на принты

Оказавшись между Сциллой исчерпанных возможностей экстенсивного развития и Харибдой финансового поводка ЕАИС, владельцам кинотеатров остается уповать лишь на качественные фильмы. Увы, в топовых позициях кинорейтингов отечественные ленты можно пересчитать по пальцам одной руки, сильно рискуя обсчитаться. Странно, ведь именно на их поддержку прежде всего рассчитаны меры, предусмотренные российским законодательством, в том числе пресловутая ЕАИС. Всестороннее сотрудничество отечественных кинотеатров, прокатчиков и киностудий могло бы привести к созданию такого продукта, который понравился бы зрителям. Но в коня ли корм?

Однозначного ответа на этот вопрос, увы, нет. Российские кинотеатры шарахаются от российских же фильмов, как черт от ладана. Не стоит искать в такой стратегии происки врагов: кинотеатры всего лишь идут на поводу у зрителя. Даже не имея диплома социолога достаточно заглянуть в ближайший приличный кинотеатр и убедиться, что основную кассу дает молодежь в возрасте до 25 лет. А вот специалисты утверждают, что треть этой аудитории на дух не переносит российское кино. Впрочем, не очень отличаются и вкусы зрителей постарше: здесь таких около 18 процентов. Остается только удивляться, как российским фильмам в прошлом году наконец-то удалось выйти на самоокупаемость — впервые за всю постперестроечную историю. Наш кинематограф, имеющий три источника финансирования: деньги государственного бюджета, средства продюсеров и доходы с проката (помните, сколько достается киношникам от кинотеатров), — еще долго будет оставаться дотационным, но, по крайней мере, продюсеры перестанут нести убытки на каждом фильме.

Ранее мы писали: Кинотеатр в Санкт-Петербурге продан еввангелистам

Может, в России просто разучились снимать хорошие фильмы? Вообще-то, собравшая урожай наград "Елена" Андрея Звягинцева, обладатель венецианского "Золотого льва" "Фауст" Александра Сокурова и великое множество просто хороших лент, выпущенных в прошлом году, как-то не очень позволяют согласиться с версией о полной деградации нашего кинематографа. Но места в рейтингах занимают не призеры фестивалей, а раскрученный "Высоцкий. Спасибо, что живой", мордобойный "Бой с тенью 3D", легкомысленные "Ёлки 2" и мультфильмы ("Иван-царевич и Серый волк", "Смешарики"). Зритель требует развлечений невыносимой легкости, а это, увы, то, что у нашего кино, выросшего на Эйзенштейне и Тарковском, получается не очень хорошо. Зато нужного размера, цвета и вкуса блокбастеры успешно пекут в Голливуде — куда и уходят в итоге наши с вами киноденьги.

Илья Никонов
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.