Пассажиры РЖД в 2011 году могут столкнуться с подорожанием железнодорожных билетов. Компания уже направила в Минтранс предложение об индексации пассажирских тарифов с учетом затрат на транспортную безопасность. Эти деньги планируется направить на закупку оборудования для вокзалов. Стоимость проезда в плацкартных вагонах может увеличиться на 2%.
Как пишет газета "Ведомости", в стоимость железнодорожных пассажирских билетов будут включены расходы на закупку и обслуживание систем безопасности, которые планируется установить на вокзалах. Соответствующие предложения РЖД и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) уже направили в Минтранс. Такие затраты будут включены в тариф не отдельной строкой, а в его так называемую инфраструктурную составляющую.
На сегодняшний день речь идет о 400 тыс. объектов железнодорожной инфраструктуры в ведении РЖД. Предварительная сумма затрат на один объект составляет 165 млн руб. согласно концепции предложения. Все объекты будут разделены на 4 категории уязвимости. По данным экспертов, на их оснащение по первой категории потребуется около 5 млрд руб. (4% от выручки РЖД за перевозки дальнего следования в 2009 году).
Цена вопроса не слишком высока по сравнению с повышениями стоимости проезда прошлых лет. Напомним, в 2009 году тариф повысился на 12%, в 2010-м и 2011-м годах — на 10%, что сравняло цены авиаперевозчиков-дискаунтеров с ценами РЖД. Помимо этого, в связи с ситуацией, сложившейся после взрыва в Домодедове 27 января, российский железнодорожный монополист, согласно комплексной программе по обеспечению безопасности на транспорте, получит 846,8 млн руб. До этого компании выделялись 2,57 млрд руб., а также 1 млрд руб. из-за подрыва "Невского экспресса" в ноябре 2009 года.
Тем не менее сразу же после теракта в Домодедове на совещании у вице-премьера Сергея Иванова было дано поручение Минтрансу и Федеральной службе по тарифам совместно с РЖД представить предложения по включению расходов на безопасность в стоимость билета, отмечает "Юга.ру". В этом предложении четко прописывается плательщик: расходы на безопасность на вокзалах возложат в первую очередь на пассажиров плацкартных и общих вагонов, так как тарифы на проезд в них устанавливает государство. "Русская служба новостей" отметила, что подорожание не коснется билетов в купе и СВ.
Предложение уже вызвало ряд вопросов. Прежде всего, инициатива вызывает массу справедливых нареканий в части справедливости такого распределения обязанностей государства и граждан. Налогоплательщики страны вправе рассчитывать, что их налоги пойдут на обеспечение их безопасности, и транспортной в том числе. Также не понятно, почему пассажиры, которые проходят на перрон сразу, минуя помещения вокзала, общим решением должны таким образом оплачивать свою гипотетическую безопасность. К примеру, почти все московские железнодорожные вокзалы включают в себя одновременно платформы поездов дальнего следования и пригородного сообщения. Рамки на входе и выходе не решают транспортную проблему вообще — при наличии на ряде направлений электричек платформ без всякого намека на турникеты, активность РЖД по отъему средств у населения становится совсем уж необоснованной. Пассажиры могут быть спокойны исключительно в здании самого вокзала при наличии всех работающих рамок и приставленных к ним стражей порядка. Остальной путь проходит по принципу "как Богу угодно".
Эксперты подчеркивают, что сроки введения дополнительных мер безопасности зависят от масштабов программы. Первый этап — быстрые меры по установке рамок, металлоискателей — потребует 2-3 месяца. Комплексная же программа по закрытию доступа к перронам, установке камер наблюдения, обучению персонала, организации контроля на подходах к вокзалам на 100-200 вокзалов займет два года. Таким образом, отдача от программы ожидается в недалеком, но будущем. А билеты могут подорожать уже очень скоро.