На Дальнем Востоке выстроят русское «Восточное кольцо»

В конце прошлого года средства массовой информации оповестили всю страну об инициативе губернатора Хабаровского края В. Ишаева по созданию нового туристского маршрута «Восточное кольцо России» по аналогии с туристским «Золотым кольцом», существующим в центральной части России. «Восточное кольцо России» должно стать не только принципиально новым туристским маршрутом, но и важным экономическим шагом для региона.

О том, как воспринимается данная идея непосредственно в Хабаровском крае, о том, что необходимо сделать для ее реализации ‑ наш разговор с доцентом кафедры туризма Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владиславом Черновым.

‑ Владислав Афиногенович, скажите пожалуйста, что значит идея «Восточного кольца России» лично для Вас?

‑ «Восточное кольцо» позволит совершить региону мощный экономический рывок, бюджеты всех уровней получат дополнительные поступления, появится большое количество новых рабочих мест. Ведь на Камчатке и Сахалине, в Приморье и Хабаровском крае много очень красивых и своеобразных мест, привлекательных для российских и иностранных туристов. Большой интерес к туристским маршрутам на российском Дальнем Востоке сегодня проявляют в Японии, Корее и Китае, что, собственно, и является источником потенциальных валютных поступлений в экономику области.

‑ Предусмотрены ли уже сейчас какие-либо шаги по реализации данной идеи?

‑ Предусмотрены, и еще в 2004 году, несмотря на то, что широкой общественности об этом было объявлено лишь в 2007-м.

Для начала предполагается разработка региональных краткосрочных и долгосрочных программ развития туризма на период до 2010 г. Затем планируется разработка пакета сезонных туристских маршрутов, в полной мере характеризующих уникальные особенности и отражающих туристский потенциал региона для их дальнейшего включения в единый дальневосточный туристский маршрут «Восточное кольцо России».

Совместно с органами местного самоуправления предполагается проработка вопросов о создании туристско-рекреационной зоны в регионе, а также подготовке перечня (пакета) инвестиционных строительных площадок под строительство гостиниц или гостиничных комплексов.

‑ Сегодня многие территории России, включая и дальневосточные, имеют либо Программу развития туризма, либо Основные направления, но, к сожалению, не во всех регионах они выполняются. Что нужно сделать для того, чтобы план по «Восточному кольцу России» был выполнен?

‑ Прежде всего следует помнить, что развитие туризма не может в принципе обогнать социально-экономическое развитие региона, какие бы деньги в него не вкладывались, сколь много бы не создавалось профильных туристских объектов. Помимо этого, горизонтальные связи региональной концепции развития туризма и концепции социально-экономического развития региона, региональных целевых программ развития туризма и других региональных целевых программ, регионального плана развития туризма и регионального плана социально-экономического развития традиционного содержания на тот же плановый период должны обеспечивать сбалансированное развитие туризма с общим социально-экономическим развитием региона.

Также выполнению планов по «Восточному кольцу России», уверен, поможет федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Согласно программе, до 2013 года объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта и энергетики. На эти цели в 2008–2013 годах будет направлено 58% и 28% средств соответственно. В частности, на эти деньги будет реконструировано 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч км дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи.

Очевидно, что развитие инфраструктуры со всеми ее подсистемами задает темп социального времени во всех без исключения региональных процессах и развития туризма в особенности. Развитие туристского комплекса региона не может выйти за пределы ограничений, выставляемых региональной инфраструктурой и должно корреспондироваться с развитием региональной инфраструктуры. Оценка соответствия уровней их развития с учетом намечаемой динамики – узловая проблема планирования развития туризма в регионе, согласования его социального времени с социальным временем развития инфраструктуры, определения условий их оптимального финансирования в пределах имеющихся возможностей. Исходная информация для такой оценки – структурированное представление регионального туристского комплекса и корректная постановка целевых задач его развития.

‑ На чем вообще, с Вашей точки зрения, должно базироваться то, что «Восточное кольцо России» должно стать целостной туристической программой, если не базой экономики региона?

‑ Туристский комплекс обладает свойством целостности и может рассматриваться как система, включающая в себя взаимодействующие подсистемы:

  • первичной мотивации прибытий – природные особенности, культурные и исторические достопримечательности, объекты, специально созданные для привлечения туристов;
  • обеспечения пребывания – транспортное обслуживание, гостиничное обслуживание и питание, отдых и развлечения, розничную торговлю, услуги гидов;
  • поддержки и развития регионального туризма – организацию и управление развитием регионального туризма, региональную рекламу и информацию, маркетинг регионального турпродукта на федеральном и международном уровнях;
  • производства и реализации турпродуктов – туроператоры, туристские агентства, организаторы собственных и заказных туров, экскурсионные бюро.

Попытки включения в прежние программы развития Дальнего Востока отдельных объектов туристского назначения (вплоть до строительства речного вокзала в Хабаровске) не всегда приносили результат, так как эти объекты не были увязаны в комплексе со всей программой социально-экономического развития региона. Отсутствие транспортной инфраструктуры, высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители и электроэнергию не позволяют сегодня частному бизнесу инвестировать средства в развитие туристских объектов.

Именно поэтому целью реализации идеи с «Восточным кольцом России» является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности РФ.

Это, собственно, совпадает и с основными целями и задачами государственного регулирования туристской деятельности: развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

‑ Почему вообще возникла необходимость в активизации туристской отрасли Дальневосточного региона?

‑ Прежде всего потому, что она намного уступает в своем развитии странам-соседям.

За последние три года с 2003 по 2006 год количество китайских туристов, въезжающих в Хабаровский край, упало в 1,43 раза (с 21,3 тыс. до 14,8 тыс.) при росте за этот период хабаровских туристов, выезжающих в Китай в 3,33 раза (с 44,7 тыс. до 149,2 тыс.). В России за это время изменения составили соответственно 1,29 раза (с 203 тыс. до 157,36 тыс.) и 1,9 раза (с 687,5 тыс. до 1307 тыс.). В то же время количество китайских туристов ежегодно увеличивается в мире на 15%, увеличившись с 1999 года по 2004 в 2 раза и достигнув 18,77 млн. туристов. Самой популярной страной у китайских туристов стала Франция. В итоге в 2005 году во Франции побывало 472 тыс. китайских туристов, которые, согласно данным Maison de la France, оставили в среднем по $3,8 тыс. каждый.

‑ И, наконец, наверное, главный вопрос: разрабатывается один вариант «Восточного кольца России» или же несколько?

‑ Несколько. Среди них

  • Ниигата-Хабаровск-Владивосток-Ниигата;
  • Ниигата-Хабаровск-Камчатка-Анкоридж;
  • Камчатка-Сахалин-Приморье-Хабаровский край;
  • Бурятия предлагает кольцо через Улан-Удэ и Монголию.

Необходимо разработать вариант большого «Восточного кольца России» от Байкала, через Якутию на Камчатку, Сахалин, Приморье, Приамурье. В таком случае всегда есть возможность использовать отдельный сегмент этого кольца, так как и «Золотое Кольцо» не всегда используется в полном объеме.


Герман Напольский
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Восемь правил Роберта Кийосаки
Восемь правил Роберта Кийосаки
Финансы
Вам необходимо избавиться от страха потери денег. Чтобы разбогатеть — надо постоянно вкладывать деньги, и лишь тогда они будут работать на вас.
Почему никогда нельзя сдаваться
Почему никогда нельзя сдаваться
Правила игры
Зачастую, когда вы чувствуете, что хотите сдаться, вы находитесь так близко к тому, чтобы сделать огромный прорыв. В любой момент своего времени вы всегда находитесь лишь на волосок от успеха.
Пять правил мудрого человека
Пять правил мудрого человека
Правила игры
Хитрость – умение пользоваться обстоятельствами. Мудрость – знание как, где и чем пользоваться.
Пятнадцать цитат шамана дона Хуана
Пятнадцать цитат шамана дона Хуана
Правила игры
Главная помеха большинства людей — внутренний диалог. Когда человек научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.
Советы всем, кто хочет чего-то добиться в этой жизни
Советы всем, кто хочет чего-то добиться в этой жизни
Карьера
Ты никогда не сможешь на 100% предугадать свой путь и избавиться от своих сомнений. Действие – лучшее лекарство от неуверенности и страхов.
Советы всем, кто хочет чего-то добиться в этой жизни
Карьера
Ты никогда не сможешь на 100% предугадать свой путь и избавиться от своих сомнений. Действие – лучшее лекарство от неуверенности и страхов.
Двадцать пять неоспоримых истин о личном развитии Одиннадцать советов для достижения поставленной цели Двадцать важных вещей, о которых необходимо знать в свои двадцать лет Восемнадцать правил, как стать богатым Как мотивировать и управлять персоналом?
Шестнадцать способов сделать первую онлайн-продажу
Рынок услуг
Именно первые заработанные деньги по сути являются следствием первой продажи, а сам факт совершённой продажи является знаковым для любой, даже самой мелкой компании.
Бизнес-идея: рекламный бизнес Бизнес грузоперевозок Бизнес-идея: переработка макулатуры Автомойка с самообслуживанием Бизнес-идея: Уничтожение документов
Четыре недели, которые полностью поменяют вашу жизнь
Четыре недели, которые полностью поменяют вашу жизнь
Ресурсы
Не забывайте заглядывать в глобальный план и задавать себе вопрос — туда ли вы движетесь? А куда? А движетесь ли вы вообще куда-нибудь? А почему?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
Система Orphus