На Дальнем Востоке выстроят русское «Восточное кольцо»

В конце прошлого года средства массовой информации оповестили всю страну об инициативе губернатора Хабаровского края В. Ишаева по созданию нового туристского маршрута «Восточное кольцо России» по аналогии с туристским «Золотым кольцом», существующим в центральной части России. «Восточное кольцо России» должно стать не только принципиально новым туристским маршрутом, но и важным экономическим шагом для региона.

О том, как воспринимается данная идея непосредственно в Хабаровском крае, о том, что необходимо сделать для ее реализации ‑ наш разговор с доцентом кафедры туризма Дальневосточного государственного университета путей сообщения Владиславом Черновым.

‑ Владислав Афиногенович, скажите пожалуйста, что значит идея «Восточного кольца России» лично для Вас?

‑ «Восточное кольцо» позволит совершить региону мощный экономический рывок, бюджеты всех уровней получат дополнительные поступления, появится большое количество новых рабочих мест. Ведь на Камчатке и Сахалине, в Приморье и Хабаровском крае много очень красивых и своеобразных мест, привлекательных для российских и иностранных туристов. Большой интерес к туристским маршрутам на российском Дальнем Востоке сегодня проявляют в Японии, Корее и Китае, что, собственно, и является источником потенциальных валютных поступлений в экономику области.

‑ Предусмотрены ли уже сейчас какие-либо шаги по реализации данной идеи?

‑ Предусмотрены, и еще в 2004 году, несмотря на то, что широкой общественности об этом было объявлено лишь в 2007-м.

Для начала предполагается разработка региональных краткосрочных и долгосрочных программ развития туризма на период до 2010 г. Затем планируется разработка пакета сезонных туристских маршрутов, в полной мере характеризующих уникальные особенности и отражающих туристский потенциал региона для их дальнейшего включения в единый дальневосточный туристский маршрут «Восточное кольцо России».

Совместно с органами местного самоуправления предполагается проработка вопросов о создании туристско-рекреационной зоны в регионе, а также подготовке перечня (пакета) инвестиционных строительных площадок под строительство гостиниц или гостиничных комплексов.

‑ Сегодня многие территории России, включая и дальневосточные, имеют либо Программу развития туризма, либо Основные направления, но, к сожалению, не во всех регионах они выполняются. Что нужно сделать для того, чтобы план по «Восточному кольцу России» был выполнен?

‑ Прежде всего следует помнить, что развитие туризма не может в принципе обогнать социально-экономическое развитие региона, какие бы деньги в него не вкладывались, сколь много бы не создавалось профильных туристских объектов. Помимо этого, горизонтальные связи региональной концепции развития туризма и концепции социально-экономического развития региона, региональных целевых программ развития туризма и других региональных целевых программ, регионального плана развития туризма и регионального плана социально-экономического развития традиционного содержания на тот же плановый период должны обеспечивать сбалансированное развитие туризма с общим социально-экономическим развитием региона.

Также выполнению планов по «Восточному кольцу России», уверен, поможет федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Согласно программе, до 2013 года объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта и энергетики. На эти цели в 2008–2013 годах будет направлено 58% и 28% средств соответственно. В частности, на эти деньги будет реконструировано 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч км дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи.

Очевидно, что развитие инфраструктуры со всеми ее подсистемами задает темп социального времени во всех без исключения региональных процессах и развития туризма в особенности. Развитие туристского комплекса региона не может выйти за пределы ограничений, выставляемых региональной инфраструктурой и должно корреспондироваться с развитием региональной инфраструктуры. Оценка соответствия уровней их развития с учетом намечаемой динамики – узловая проблема планирования развития туризма в регионе, согласования его социального времени с социальным временем развития инфраструктуры, определения условий их оптимального финансирования в пределах имеющихся возможностей. Исходная информация для такой оценки – структурированное представление регионального туристского комплекса и корректная постановка целевых задач его развития.

‑ На чем вообще, с Вашей точки зрения, должно базироваться то, что «Восточное кольцо России» должно стать целостной туристической программой, если не базой экономики региона?

‑ Туристский комплекс обладает свойством целостности и может рассматриваться как система, включающая в себя взаимодействующие подсистемы:

  • первичной мотивации прибытий – природные особенности, культурные и исторические достопримечательности, объекты, специально созданные для привлечения туристов;
  • обеспечения пребывания – транспортное обслуживание, гостиничное обслуживание и питание, отдых и развлечения, розничную торговлю, услуги гидов;
  • поддержки и развития регионального туризма – организацию и управление развитием регионального туризма, региональную рекламу и информацию, маркетинг регионального турпродукта на федеральном и международном уровнях;
  • производства и реализации турпродуктов – туроператоры, туристские агентства, организаторы собственных и заказных туров, экскурсионные бюро.

Попытки включения в прежние программы развития Дальнего Востока отдельных объектов туристского назначения (вплоть до строительства речного вокзала в Хабаровске) не всегда приносили результат, так как эти объекты не были увязаны в комплексе со всей программой социально-экономического развития региона. Отсутствие транспортной инфраструктуры, высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители и электроэнергию не позволяют сегодня частному бизнесу инвестировать средства в развитие туристских объектов.

Именно поэтому целью реализации идеи с «Восточным кольцом России» является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности РФ.

Это, собственно, совпадает и с основными целями и задачами государственного регулирования туристской деятельности: развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

‑ Почему вообще возникла необходимость в активизации туристской отрасли Дальневосточного региона?

‑ Прежде всего потому, что она намного уступает в своем развитии странам-соседям.

За последние три года с 2003 по 2006 год количество китайских туристов, въезжающих в Хабаровский край, упало в 1,43 раза (с 21,3 тыс. до 14,8 тыс.) при росте за этот период хабаровских туристов, выезжающих в Китай в 3,33 раза (с 44,7 тыс. до 149,2 тыс.). В России за это время изменения составили соответственно 1,29 раза (с 203 тыс. до 157,36 тыс.) и 1,9 раза (с 687,5 тыс. до 1307 тыс.). В то же время количество китайских туристов ежегодно увеличивается в мире на 15%, увеличившись с 1999 года по 2004 в 2 раза и достигнув 18,77 млн. туристов. Самой популярной страной у китайских туристов стала Франция. В итоге в 2005 году во Франции побывало 472 тыс. китайских туристов, которые, согласно данным Maison de la France, оставили в среднем по $3,8 тыс. каждый.

‑ И, наконец, наверное, главный вопрос: разрабатывается один вариант «Восточного кольца России» или же несколько?

‑ Несколько. Среди них

  • Ниигата-Хабаровск-Владивосток-Ниигата;
  • Ниигата-Хабаровск-Камчатка-Анкоридж;
  • Камчатка-Сахалин-Приморье-Хабаровский край;
  • Бурятия предлагает кольцо через Улан-Удэ и Монголию.

Необходимо разработать вариант большого «Восточного кольца России» от Байкала, через Якутию на Камчатку, Сахалин, Приморье, Приамурье. В таком случае всегда есть возможность использовать отдельный сегмент этого кольца, так как и «Золотое Кольцо» не всегда используется в полном объеме.


Герман Напольский
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Десять качеств успешных людей
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов
Десять правил успешного человека от мировых психологов
Карьера
В любой ситуации можно растворяться в том, что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!
Десять правил успешного человека от мировых психологов
Карьера
В любой ситуации можно растворяться в том, что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!
Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове  Семь секретов эффективных продавцов
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus