Ценовая борьба с «паленой» водкой кончится победой суррогата

В Госдуму внесен долгожданный законопроект о минимальном пороге цены за бутылку водки. Автор документа, депутат Владимир Пекарев, установил минимальный порог, равный 78 рублям за бутылку – дешевле, по его мнению, водка стоить не может. Однако не все с этим согласны: высокая пороговая стоимость может лишь увеличить потребление нелегальной водки.

В Госдуму внесены поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Автор законопроекта, член фракции «Единая Россия» Владимир Пекарев считает, что в борьбе с нелегальным производством водки поможет установление на нее минимальной розничной цены. По оценке депутата, на данный момент розничная водка должна стоить как минимум 78 рублей.

Значение порога в 78 рублей, как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, было получено из всех составляющих цены самой дешевой, но легальной водки. По расчетам Пекарева, в настоящее время минимальная себестоимость и обязательные налоговые платежи с произведенной бутылки объемом 0,5 л составляют 53 рубля, в том числе, НДС и акциз - 40 руб. 20 коп. По данным мониторинга объединений производителей, минимальная надбавка логистики (доставка и складирование) составляет 12% от указанной цены. Минимальная надбавка розницы составляет 25%. Если учесть в этой сумме и наценку производителя, то получается сумма не ниже 78 руб. за бутылку водки эконом-класса.

Принятие этого законопроекта позволит проверяющим органам наказывать продавцов и производителей нелегальной водки уже только на основании цены продукции.

Несмотря на то, что участники рынка неоднократно говорили о необходимости этой меры, итоговый документ вызвал недоумение – в частности, в «Союзе участников алкогольного рынка» (СУАР), одной из наиболее авторитетных лоббистских организаций отрасли.

По словам Вадима Дробиса, руководителя департамента информации СУАР, идея введения минимальных цен на водку – грамотная, правильная, заслуживающая внимания. Другое дело: что считать минимальной ценой на водку?

«78 рублей – цифра страшная», - сказал Вадим Дробис в интервью Bigness.ru. Он обратил внимание на сложившуюся ситуацию на российском водочном рынке. «Есть разные алкогольной и суррогатной продукции в России», - отметичает Дробис.

Наряду с легальной водкой (которая сегодня доступна от 65-70 рублей), на рынке присутствует и нелегальная водка. «Нелегальная качественная заводская водка открыто продается в магазинах по цене 35-55 рублей», - говорит эксперт.

Но значительную долю рынка удерживают и суррогаты, отпускная цена которых составляет 15-25 рублей за «дежурные» пол-литра. К этим суррогатам относится не только самогон, но и смертельно опасные технические спиртосодержащие жидкости. Производители этой продукции даже не пытаются мимикрировать под продукцию легального рынка, отметил Дробис. Следовательно, все манипуляции с увеличением нижнего уровня цен на легальную водку лишь умножат количество потребителей суррогата, цена на который останется прежней.

Структура ежегодного потребления водки в России на сегодняшний день такова: (данные СУАР):

  • Легальная водка – 135 млн дал
  • Нелегальная водка – 40 млн дал
  • Технические суррогаты – 35 млн дал
  • Самогон – 20 млн дал

«Если всю водку сделать дорогой, нелегальная водка никуда не исчезнет. И потребитель может перейти на суррогаты», - уверен Дробис. Он отмечает, что водка будет дорожать и помимо законодательных инициатив: «Сейчас она стоит 65 рублей, Пекарев предлагает поднять её цену до 78 рублей. Но с 1 января 2008 года водка подорожает еще на 8 рублей – ведь подорожал спирт, ежегодно дорожают акцизы, заводы вынуждены устанавливать новое оборудование», - говорит эксперт. В итоге ценовой разрыв между легальной и нелегальной водкой будет колоссальный.

Чем выгоднее торговать магазинам – легальной по 78 рублей или нелегальной по 50 рублей водкой? Конечно, нелегальной, уверен Дробис – «ведь магазины получат минимум 20-25 рублей отката с каждой бутылки нелегальной водки, проданной по легальной цене».

«То есть мы однозначно получим сокращение легального рынка на 15-20%», - уверен руководитель департамента информации СУАР.

По мнению Вадима Дробиса, в данной ситуации лоббируются интересы крупных производителей и Московского региона, где потребители привыкли к дорогому спиртному. Однако предложение депутата Пекарева не отражает реалий многих других российских регионов.

Дробис приводит в пример инициативы, исходящие от субъектов Федерации: «Многие регионы на днях определили для себя минимальную цену: Нижний Новгород – 60 рублей за бутылку 0,5 л, в Санкт-Петербурге – 70 рублей».

По мнению Вадима Дробиса, властям нужно тщательно продумать, как определять минимальный порог цены на водку, чтобы она оставалась доступной населению. «Нужно комплексное решение. Но нет централизованного регулирования отрасли», сетует эксперт.


Сергей Малинин
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Производство
Гибкий камень появился на рынке строительных материалов сравнительно недавно. Своей необычностью и уникальными характеристиками он практически сразу же привлек внимание дизайнеров и архитекторов.
Летний душ для дачи
Летний душ для дачи
Рынок услуг
Сегодня выбор дизайнерских решений, стройматериалов и готовых кабинок настолько велик и доступен, что душевая на улице может стать гармоничным, и даже стильным элементом на дачном участке.
Как создать искусственный спрос на продукт
Как создать искусственный спрос на продукт
Правила игры
Вам нужно создать некую ценность в глазах целевой аудитории и предложить рассказать об этой ценности местным лидерам мнений.
Бизнес-план: пчеловодство
Бизнес-план: пчеловодство
Рынок услуг
Разведение пчел как бизнес– достаточно привлекательная идея, так как мед всегда востребован. Его можно продавать таким, как есть, делать смеси с пыльцой или маточным молочком.
Простые шаги к большим целям
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер Пятнадцать технических приемов продаж Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Ресурсы
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни люди нравятся всем вокруг, не прилагая никаких усилий? А другим, несмотря на старания, так и не удается завоевать расположение окружающих.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus