Ценовая борьба с «паленой» водкой кончится победой суррогата

В Госдуму внесен долгожданный законопроект о минимальном пороге цены за бутылку водки. Автор документа, депутат Владимир Пекарев, установил минимальный порог, равный 78 рублям за бутылку – дешевле, по его мнению, водка стоить не может. Однако не все с этим согласны: высокая пороговая стоимость может лишь увеличить потребление нелегальной водки.

В Госдуму внесены поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Автор законопроекта, член фракции «Единая Россия» Владимир Пекарев считает, что в борьбе с нелегальным производством водки поможет установление на нее минимальной розничной цены. По оценке депутата, на данный момент розничная водка должна стоить как минимум 78 рублей.

Значение порога в 78 рублей, как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, было получено из всех составляющих цены самой дешевой, но легальной водки. По расчетам Пекарева, в настоящее время минимальная себестоимость и обязательные налоговые платежи с произведенной бутылки объемом 0,5 л составляют 53 рубля, в том числе, НДС и акциз - 40 руб. 20 коп. По данным мониторинга объединений производителей, минимальная надбавка логистики (доставка и складирование) составляет 12% от указанной цены. Минимальная надбавка розницы составляет 25%. Если учесть в этой сумме и наценку производителя, то получается сумма не ниже 78 руб. за бутылку водки эконом-класса.

Принятие этого законопроекта позволит проверяющим органам наказывать продавцов и производителей нелегальной водки уже только на основании цены продукции.

Несмотря на то, что участники рынка неоднократно говорили о необходимости этой меры, итоговый документ вызвал недоумение – в частности, в «Союзе участников алкогольного рынка» (СУАР), одной из наиболее авторитетных лоббистских организаций отрасли.

По словам Вадима Дробиса, руководителя департамента информации СУАР, идея введения минимальных цен на водку – грамотная, правильная, заслуживающая внимания. Другое дело: что считать минимальной ценой на водку?

«78 рублей – цифра страшная», - сказал Вадим Дробис в интервью Bigness.ru. Он обратил внимание на сложившуюся ситуацию на российском водочном рынке. «Есть разные алкогольной и суррогатной продукции в России», - отметичает Дробис.

Наряду с легальной водкой (которая сегодня доступна от 65-70 рублей), на рынке присутствует и нелегальная водка. «Нелегальная качественная заводская водка открыто продается в магазинах по цене 35-55 рублей», - говорит эксперт.

Но значительную долю рынка удерживают и суррогаты, отпускная цена которых составляет 15-25 рублей за «дежурные» пол-литра. К этим суррогатам относится не только самогон, но и смертельно опасные технические спиртосодержащие жидкости. Производители этой продукции даже не пытаются мимикрировать под продукцию легального рынка, отметил Дробис. Следовательно, все манипуляции с увеличением нижнего уровня цен на легальную водку лишь умножат количество потребителей суррогата, цена на который останется прежней.

Структура ежегодного потребления водки в России на сегодняшний день такова: (данные СУАР):

  • Легальная водка – 135 млн дал
  • Нелегальная водка – 40 млн дал
  • Технические суррогаты – 35 млн дал
  • Самогон – 20 млн дал

«Если всю водку сделать дорогой, нелегальная водка никуда не исчезнет. И потребитель может перейти на суррогаты», - уверен Дробис. Он отмечает, что водка будет дорожать и помимо законодательных инициатив: «Сейчас она стоит 65 рублей, Пекарев предлагает поднять её цену до 78 рублей. Но с 1 января 2008 года водка подорожает еще на 8 рублей – ведь подорожал спирт, ежегодно дорожают акцизы, заводы вынуждены устанавливать новое оборудование», - говорит эксперт. В итоге ценовой разрыв между легальной и нелегальной водкой будет колоссальный.

Чем выгоднее торговать магазинам – легальной по 78 рублей или нелегальной по 50 рублей водкой? Конечно, нелегальной, уверен Дробис – «ведь магазины получат минимум 20-25 рублей отката с каждой бутылки нелегальной водки, проданной по легальной цене».

«То есть мы однозначно получим сокращение легального рынка на 15-20%», - уверен руководитель департамента информации СУАР.

По мнению Вадима Дробиса, в данной ситуации лоббируются интересы крупных производителей и Московского региона, где потребители привыкли к дорогому спиртному. Однако предложение депутата Пекарева не отражает реалий многих других российских регионов.

Дробис приводит в пример инициативы, исходящие от субъектов Федерации: «Многие регионы на днях определили для себя минимальную цену: Нижний Новгород – 60 рублей за бутылку 0,5 л, в Санкт-Петербурге – 70 рублей».

По мнению Вадима Дробиса, властям нужно тщательно продумать, как определять минимальный порог цены на водку, чтобы она оставалась доступной населению. «Нужно комплексное решение. Но нет централизованного регулирования отрасли», сетует эксперт.


Сергей Малинин
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Простые правила жизни от Петра Мамонова
Простые правила жизни от Петра Мамонова
Ресурсы
Не бойтесь перемен, но и не возжелайте их.
Десять книг, которые помогут прокачать мозг
Десять книг, которые помогут прокачать мозг
Ресурсы
"Хочешь потренировать мозг — решай задачки по математике".
Как научиться рано вставать?
Как научиться рано вставать?
Ресурсы
Чем меньше в жизни человека смысла, тем больше времени он спит.
Мудрость Брюса Ли
Мудрость Брюса Ли
Ресурсы
Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор.
Шесть жестких уроков бизнеса
Шесть жестких уроков бизнеса
Правила игры
Делитесь с акционерами информацией о выданных кредитах, иначе Вы можете оказаться в неприятной ситуации.
Правильная постановка цели
Карьера
Результат никогда не должен «висеть» в некоем вакууме, безвоздушном пространстве. Вокруг результата Вы всегда должны «построить город», а лучше - Вселенную.
Десять шагов к незаурядности Восемь вариантов начать свое дело, не имея стартового капитала План на пять лет Десять плохих советов, которые вы услышите, прежде чем достигните своей цели Странные слова: Безумные фразы, которые помогли получить работу
Стартапы-киллеры: куда исчезают предприниматели?
Рынок услуг
Инновации – главный фетиш бизнеса. И, наверное, поэтому страсть к инновациям – одна из самых распространенных и опасных болезней начинающих предпринимателей. 
Семь вопросов, которые дадут революционный эффект Вашей рекламной кампании Семь практических способов работать меньше, а получать больше Реклама на асфальте - дешево и законно Семь приемов для увеличения прибыли заведений общепита  Опыт бизнесмена по открытию автомойки
Устройте себе адскую недельку
Устройте себе адскую недельку
Ресурсы
Обычно люди не замечают, как бежит время, пока внезапно не оказывается, что его уже почти не осталось.
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus