Чтобы владеть Востоком, до него надо долететь

Николай II заложил железную дорогу, Сталин обеспечил уникальный статус, а Хрущев построил новое жилье, но отменил надбавки за отдаленность – российские и советские лидеры каждый на свой лад принимали участие в судьбе Дальнего Востока. Теперь и нынешнее руководство РФ предлагает оригинальные способы решения проблем региона.

Первый вице-премьер заявил на заседании правительства, что необходимо снизить стоимость авиабилетов до Дальнего Востока, и эти слова Сергея Иванова уже всколыхнули сердца сотен тысяч дальневосточников. По его мнению, одним из побудительных мотивов для привлечения граждан в этот регион может стать субсидирование ставок на авиаперелеты. То есть (и это принципиально важно), указан конкретный источник – государственная дотация. А премьер Михаил Фрадков даже призвал чиновников потрудиться в дальних пределах державы хоть пару лет, чтобы ощутить все прелести тамошнего обитания «на своей шкурке»: «Если мы хотим решать эти вопросы, то надо через себя пропустить начальникам эту ситуацию жизни в этих регионах».

Старожилы еще помнят советские времена, когда дальневосточник, как правило, выезжал «на материк» один раз в три года. Годовые отпуска разрешалось (и поощрялось) суммировать, причем государство в этом случае оплачивало проезд в оба конца всем членам семьи по купейному тарифу железной дороги, в любой населенный пункт СССР. С учетом дополнительных «законных» дней выходило иногда до полугода, особенно у рыбаков с их отгулами за рейс. Многие возвращались раньше положенного – уставали отдыхать, да и деньги кончались.

Сегодня новый Трудовой кодекс оттягал у дальневосточников один отпускной день за отдаленность – было восемь, стало семь. Но больше всех пострадали пенсионеры Дальнего Востока. Скажем, в Приморье, работающий получает (или считается, что получает) 30% надбавки к зарплате. Пенсия лишена этого, и далеко не все регионы могут себе позволить, как Москва, материально поддерживать своих стариков.

«Владей Востоком!» Далекой российской окраине в XIX-ХХ веках уделяли внимание все руководители Российской империи, СССР и РФ. Но каждый – по-своему. Ленин ограничился крылатой фразой: «Владивосток далеко, но город-то это нашенский!» Сталин здесь тоже не бывал, но именно благодаря ему Приморье для пограничной солидности приобрело уникальный статус – единственный край без национальной автономии в своем составе.

Память приморцев о двух визитах Хрущева сродни его надгробью работы Эрнста Неизвестного на Новодевичьем кладбище – поровну белого и черного. Знаменитые «хрущебы» начали шествие по стране именно из Владивостока. Но тот же Хрущев, изумленный теплом и буйством золотой приморской осени, распорядился лишить край надбавок за отдаленность. После чего Владивосток сильно растратил привлекательность для трудовых ресурсов.

Брежнев бывал четырежды, но эпохальных вех не оставил, как и Горбачев. Ельцин советовал брать столько суверенитета, кто столько унесет, но его долгосрочная программа развития производительных сил на ДВ очень скоро приказала долго жить.

Как ни крути, последовательнее и результативнее потомков проявило себя самодержавие. Еще цесаревичем Николай II заложил во Владивостоке Транссибирскую магистраль и открыл первый сухой док. Оба события знаковые, оба послужили развитию транспортного сообщения с метрополией. Премьер Столыпин настойчиво продвигал государственную программу переселения безземельных крестьян «на Зеленый клин», где каждый мог бесплатно закрепить за собой столько земли, сколько мог раскорчевать тайги.

Очень хочется верить, что в нынешнем правительстве России вызрело, наконец, понимание, что время лозунгов закончено, и в Дальний Восток необходимо вкладывать средства – не только в развитие производительных сил, но и в социальную сферу. И разница в цене на авиабилет – едва ли не самая малая из очень большого числа разниц, которую придется погасить государству, чтобы уровень жизни за Уральским хребтом хотя бы приблизился к центральнороссийскому.

Нужны примеры? Вот самый самоочевидный. Всякий продукт по мере продвижения из центра к Тихому океану с каждым километром Транссиба прирастает в цене – непреложная экономическая истина. По логике вещей, компенсировать транспортную накрутку дальневосточник должен из регионального «приварка» к зарплате. Но сегодня дальневосточные надбавки, районные и северные коэффициенты, гарантированные государством, едва-едва ощущают только бюджетники. Во всяком случае, такая бюджетная строка присутствует и исполняется. Но там, где начинается бизнес (безо всякой разницы между металлургическим комбинатом, шахтой, пароходством и торговой палаткой), там заканчиваются действие федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». «Дальневосточные» и т. п. надбавки наниматель любого уровня должен (закон есть закон) платить из своих собственных средств. Он платит работнику столько, сколько считает нужным или возможным.

Надбавки – уже давно фикция на Дальнем Востоке, и, кстати, одна из главных предпосылок выплаты «серых зарплат», поскольку мифические надбавки по полной программе облагаются еще и всеми налогами на фонд оплаты труда. Дальневосточные предприниматели неоднократно обращались к правительству: или откажитесь совсем от этих надбавок, или компенсируйте (раз уж гарантировали) по факту к среднестатистической зарплате по территории – сразу появится заинтересованность платить зарплату по-белому и вообще платить!

На нынешней неделе правительство РФ в целом одобрило федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г. Общий объем капиталовложений, начиная с будущего года, составит 566 млрд. руб., из которых 426 миллиардов – из федерального бюджета, 49 миллиардов – из региональных бюджетов, 4,7 млрд. руб. выделят местные власти, а 85,5 млрд. руб. будут привлечены у частных инвесторов. Реализация программы предполагает, в первую очередь, снятие энергетических и транспортных ограничений.


Михаил Вознесенский
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Десять самых интересных документальных фильмов
Десять самых интересных документальных фильмов
Ресурсы
Некоторые фильмы буквально меняют представление о жизни, и вы уже никогда не будете мыслить, как раньше.
Тринадцать ненужных вещей в Вашей жизни
Тринадцать ненужных вещей в Вашей жизни
Ресурсы
Перестаньте проживать жизнь ожиданиями других людей. Слишком много людей живут жизнью, которая им не принадлежит.
Простые правила жизни от Петра Мамонова
Простые правила жизни от Петра Мамонова
Ресурсы
Не бойтесь перемен, но и не возжелайте их.
Десять книг, которые помогут прокачать мозг
Десять книг, которые помогут прокачать мозг
Ресурсы
"Хочешь потренировать мозг — решай задачки по математике".
Как научиться рано вставать?
Как научиться рано вставать?
Ресурсы
Чем меньше в жизни человека смысла, тем больше времени он спит.
Правильная постановка цели
Карьера
Результат никогда не должен «висеть» в некоем вакууме, безвоздушном пространстве. Вокруг результата Вы всегда должны «построить город», а лучше - Вселенную.
Десять шагов к незаурядности Восемь вариантов начать свое дело, не имея стартового капитала План на пять лет Десять плохих советов, которые вы услышите, прежде чем достигните своей цели Странные слова: Безумные фразы, которые помогли получить работу
Стартапы-киллеры: куда исчезают предприниматели?
Рынок услуг
Инновации – главный фетиш бизнеса. И, наверное, поэтому страсть к инновациям – одна из самых распространенных и опасных болезней начинающих предпринимателей. 
Семь вопросов, которые дадут революционный эффект Вашей рекламной кампании Семь практических способов работать меньше, а получать больше Реклама на асфальте - дешево и законно Семь приемов для увеличения прибыли заведений общепита  Опыт бизнесмена по открытию автомойки
Как научиться рано вставать?
Как научиться рано вставать?
Ресурсы
Чем меньше в жизни человека смысла, тем больше времени он спит.
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus