Чтобы владеть Востоком, до него надо долететь

Николай II заложил железную дорогу, Сталин обеспечил уникальный статус, а Хрущев построил новое жилье, но отменил надбавки за отдаленность – российские и советские лидеры каждый на свой лад принимали участие в судьбе Дальнего Востока. Теперь и нынешнее руководство РФ предлагает оригинальные способы решения проблем региона.

Первый вице-премьер заявил на заседании правительства, что необходимо снизить стоимость авиабилетов до Дальнего Востока, и эти слова Сергея Иванова уже всколыхнули сердца сотен тысяч дальневосточников. По его мнению, одним из побудительных мотивов для привлечения граждан в этот регион может стать субсидирование ставок на авиаперелеты. То есть (и это принципиально важно), указан конкретный источник – государственная дотация. А премьер Михаил Фрадков даже призвал чиновников потрудиться в дальних пределах державы хоть пару лет, чтобы ощутить все прелести тамошнего обитания «на своей шкурке»: «Если мы хотим решать эти вопросы, то надо через себя пропустить начальникам эту ситуацию жизни в этих регионах».

Старожилы еще помнят советские времена, когда дальневосточник, как правило, выезжал «на материк» один раз в три года. Годовые отпуска разрешалось (и поощрялось) суммировать, причем государство в этом случае оплачивало проезд в оба конца всем членам семьи по купейному тарифу железной дороги, в любой населенный пункт СССР. С учетом дополнительных «законных» дней выходило иногда до полугода, особенно у рыбаков с их отгулами за рейс. Многие возвращались раньше положенного – уставали отдыхать, да и деньги кончались.

Сегодня новый Трудовой кодекс оттягал у дальневосточников один отпускной день за отдаленность – было восемь, стало семь. Но больше всех пострадали пенсионеры Дальнего Востока. Скажем, в Приморье, работающий получает (или считается, что получает) 30% надбавки к зарплате. Пенсия лишена этого, и далеко не все регионы могут себе позволить, как Москва, материально поддерживать своих стариков.

«Владей Востоком!» Далекой российской окраине в XIX-ХХ веках уделяли внимание все руководители Российской империи, СССР и РФ. Но каждый – по-своему. Ленин ограничился крылатой фразой: «Владивосток далеко, но город-то это нашенский!» Сталин здесь тоже не бывал, но именно благодаря ему Приморье для пограничной солидности приобрело уникальный статус – единственный край без национальной автономии в своем составе.

Память приморцев о двух визитах Хрущева сродни его надгробью работы Эрнста Неизвестного на Новодевичьем кладбище – поровну белого и черного. Знаменитые «хрущебы» начали шествие по стране именно из Владивостока. Но тот же Хрущев, изумленный теплом и буйством золотой приморской осени, распорядился лишить край надбавок за отдаленность. После чего Владивосток сильно растратил привлекательность для трудовых ресурсов.

Брежнев бывал четырежды, но эпохальных вех не оставил, как и Горбачев. Ельцин советовал брать столько суверенитета, кто столько унесет, но его долгосрочная программа развития производительных сил на ДВ очень скоро приказала долго жить.

Как ни крути, последовательнее и результативнее потомков проявило себя самодержавие. Еще цесаревичем Николай II заложил во Владивостоке Транссибирскую магистраль и открыл первый сухой док. Оба события знаковые, оба послужили развитию транспортного сообщения с метрополией. Премьер Столыпин настойчиво продвигал государственную программу переселения безземельных крестьян «на Зеленый клин», где каждый мог бесплатно закрепить за собой столько земли, сколько мог раскорчевать тайги.

Очень хочется верить, что в нынешнем правительстве России вызрело, наконец, понимание, что время лозунгов закончено, и в Дальний Восток необходимо вкладывать средства – не только в развитие производительных сил, но и в социальную сферу. И разница в цене на авиабилет – едва ли не самая малая из очень большого числа разниц, которую придется погасить государству, чтобы уровень жизни за Уральским хребтом хотя бы приблизился к центральнороссийскому.

Нужны примеры? Вот самый самоочевидный. Всякий продукт по мере продвижения из центра к Тихому океану с каждым километром Транссиба прирастает в цене – непреложная экономическая истина. По логике вещей, компенсировать транспортную накрутку дальневосточник должен из регионального «приварка» к зарплате. Но сегодня дальневосточные надбавки, районные и северные коэффициенты, гарантированные государством, едва-едва ощущают только бюджетники. Во всяком случае, такая бюджетная строка присутствует и исполняется. Но там, где начинается бизнес (безо всякой разницы между металлургическим комбинатом, шахтой, пароходством и торговой палаткой), там заканчиваются действие федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». «Дальневосточные» и т. п. надбавки наниматель любого уровня должен (закон есть закон) платить из своих собственных средств. Он платит работнику столько, сколько считает нужным или возможным.

Надбавки – уже давно фикция на Дальнем Востоке, и, кстати, одна из главных предпосылок выплаты «серых зарплат», поскольку мифические надбавки по полной программе облагаются еще и всеми налогами на фонд оплаты труда. Дальневосточные предприниматели неоднократно обращались к правительству: или откажитесь совсем от этих надбавок, или компенсируйте (раз уж гарантировали) по факту к среднестатистической зарплате по территории – сразу появится заинтересованность платить зарплату по-белому и вообще платить!

На нынешней неделе правительство РФ в целом одобрило федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г. Общий объем капиталовложений, начиная с будущего года, составит 566 млрд. руб., из которых 426 миллиардов – из федерального бюджета, 49 миллиардов – из региональных бюджетов, 4,7 млрд. руб. выделят местные власти, а 85,5 млрд. руб. будут привлечены у частных инвесторов. Реализация программы предполагает, в первую очередь, снятие энергетических и транспортных ограничений.


Михаил Вознесенский
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

19 навыков жизни со вкусом
19 навыков жизни со вкусом
Правила игры
Общайтесь. Многочисленные контакты – залог успеха. Один подскажет нужный телефон или сайт, другой познакомит с интересным человеком, третий даст дельный совет.
10 секретов любви
10 секретов любви
Правила игры
Мы становимся тем, о чем думаем. Полные любви мысли создают полную любви жизнь и полные любви отношения.
8 типов интеллекта или Как не профукать будущее своего ребёнка
8 типов интеллекта или Как не профукать будущее своего ребёнка
Правила игры
Говард Гарднер — психолог, автор понятия «множественный интеллект» — установил, что существует 8 типов интеллекта. Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.
30 вещей, которые нужно прекратить с собой делать
30 вещей, которые нужно прекратить с собой делать
Правила игры
Как сказала Мария Робинсон, "Никому не дано вернуться в прошлое, чтобы изменить его, зато каждый может начать все сначала, чтобы создать новый финал". Нет ничего вернее. Но прежде всего вам нужно прекратить делать то, что может вас остановить.
2 правила, которые изменят вашу личную жизнь навсегда 
2 правила, которые изменят вашу личную жизнь навсегда 
Правила игры
Есть всего два правила в сексуальной жизни, которые действительно работают. Они годятся и мужчинам, и женщинам. А те, кто их не знает, обречены тратить время и нервы на неподходящих людей. 
Шесть секретов мотивации, которые вдохновят подчиненных
Карьера
Управлять мотивацией непросто, но это необходимо. Итак, как сделать ваших сотрудников счастливыми.
27 трудных вопросов, которыми задаются успешные люди Восемь правил планирования времени Девять постулатов победителя Девять вещей, которые никто не хочет делать, но которые поднимают людей на новые высоты Особенности алкогольного гепатита у взрослых, причины и механизм развития, опасность и течение
Как продвинуть сайт самостоятельно
Рынок услуг
Продвижение сайта - задача в настоящее время актуальная для многих бизнесменов. Как это сделать своими силами?
Как составить договор в Вашу пользу 14 СЕРВИСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОГРАФИКИ Память на века: что нужно знать при заказе памятника? Пришло время затянуть пояса потуже McDonald's проверят и в Японии
Выбирайте людей своего уровня ценностей
Выбирайте людей своего уровня ценностей
Ресурсы
Раньше я думала, что человек может быть любым: хоть вором, хоть хамом, хоть обманщиком. Значит, так сложилась его жизнь в семье, так воспитали родители, или духу надо именно такие уроки пройти.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus