С 1 января тарифы ЖКХ выросли на 30% из-за нового этапа монетизации

Пока незаметно для большинства россиян в наступившем году в начался второй этап "монетизации льгот". Заключительные нововведения коснулись оплаты населением услуг ЖКХ, точнее – ликвидации «коммунальных» льгот: теперь все россияне будут оплачивать 100% затрат ЖКХ. В результате в среднем по России жилищно-коммунальные тарифы вырастут с 1 января на 30% (с учетом роста тарифов и перехода на полную их оплату). В качестве компенсации малообеспеченным гражданам государство обещает перечислять субсидии. Впрочем, как показывают опросы, подавляющее большинство россиян этих изменений еще не заметили: платёжки по услугам ЖКХ за январь еще разосланы…

Читайте также по теме ЖКХ:
Платить за услуги ЖКХ придется больше, чем кажется

Еще осенью правительство приняло решение, по которому на 2006 год стоимость предоставляемых услуг ЖКХ на 1 кв.м общей площади жилья в месяц в среднем по стране не должна превышать в 2006 году 41,6 руб. – это означало рост стоимости содержания жилья с 1 января на 30% (в 2005 году предельная норма составила 31,9 руб.). Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осталась на уровне 22% в совокупном доходе семьи – однако теперь тем, у кого плата за жилье и коммунальные услуги превышают 22% семейного бюджета, теперь не будут автоматически снижать плату (как это делали почти всем льготным категориям), а выдавать компенсации.

Впрочем, компенсации теперь будут начисляться только в том случае, если малоимущий лично обратится за коммунальными субсидиями, а потом регулярно будет предоставлять документы на продление получения субсидий. Стоит ли говорить, что для многих инвалидов, пенсионеров и ветеранов хождение по инстанциям – не самое легкое занятие?

Впрочем, большинство россиян вообще еще не в курсе произошедших изменений. По данным опроса РОМИР в декабре 2005 года лишь 17% россиян знают о новом этапе реализации Закона о монетизации льгот, который в том числе предусматривает переход на 100% оплату услуг ЖКХ, ликвидацию льгот по ним и замену их выплатами субсидий. Хорошо информированы о вступивших в силу изменениях только 17% россиян. Лишь среди жителей Сибири о своей осведомленности в данном вопросе сказали 26% опрошенных. Также чаще среднего знали о переходе на 100% оплату ЖКХ россияне в возрасте от 45 до 59 лет (21%) и обладатели высшего образования (20%).

Год назад картина была несколько иной. По опросам того же РОМИР, более двух третей населения страны (68%) закон о монетизации не ободряли и не поддерживали, обвиняя в ухудшении благосостояния народа правительство (28%) в целом и ответственных чиновников в частности (25%). Противоположного мнения придерживались 28% россиян. Такое отношение к закону о монетизации привело в начале 2005 года к массовым акциям протеста среди льготников. И дело, как показала практика, было вовсе не в том, что закон был плох и непродуман. Непродуманной оказалась кампания по его разъяснению, вернее, ее практически полное отсутствие. Информированность населения о новом этапе монетизации льгот и в частности об отмене льгот на оплату услуг ЖКХ, согласно данным последних опросов, так же низка, как и в прошлом году.

В то же время отнюдь не во всех регионах ликвидация льгот в сфере ЖКХ повлечет за собой дальнейшее обнищание: в некоторых регионах стараниями местных властей бедных станет меньше – это произойдет там, где приняты местные законы, снижающие максимально допустимую долю расходов граждан на оплату услуги ЖКХ с федеральных 22% примерно вдвое. Так, в Москве за субсидиями имеют право обратиться те, у кого ЖКХ съедает более 10% семейного бюджета, в Ставропольском крае – те, у кого на жилье уходит более 15% бюджета. Правда, московские власти (единственные во всей России) временно отказались от перехода на полную оплату услуг – москвичи как платили, так и будут платить около 60% от реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Ряд территорий (Астрахань, Калининград, Казань, Тула, Калуга, Владимир, города Ханты-Мансийского округа) перешли на 100% оплату ЖКХ еще в прошлом году: в основном это привело к росту тарифов в 2-3 раза. Впрочем, некоторые объясняют такой рост тарифов тем, что завышены нормативы потребления воды, тепла и т. д. «На сегодняшний день у нас реально, я думаю, тарифы превышают экономически обоснованный порог в 2-2.5 раза. Там, где ставятся счетчики, будь то на воду, на электроэнергию, либо на отопление, их показатели составляют не более чем 35-40% от так называемых нормативов. Например, существует норматив потребления холодной воды человеком в 300 литров воды в сутки, а реальное потребление, как показывают счетчики, составляет 70-90 литров» – говорит депутат Госдумы Олег Шеин, известный своими левыми взглядами.

Впрочем, вряд ли закупка недешевых счетчиков всерьез может защитить права трудящихся, о которых так печется Шеин: ведь если граждане будут оплачивать только ту воду и тепло, которые реально дошли до них, а не "потерялись" по дороге, ЖЭКи просто вынуждены будут поднять расценки за единицу полученной жителями воды и тепла – ведь затраты на производство от этого не упадут.

Еще более смехотворный выход предлагают либеральные экономисты: сферу ЖКХ надо приватизировать и устроить в ней конкурентную борьбу, тогда и завышенные расценки услуг ЖКХ упадут сами собой. Неадекватность такого либерального подхода очевидна сама собой: говорить о конкуренции в сфере ЖКХ – это тоже самое, что уверять всех в возможности серьезной конкуренции в сфере железнодорожного транспорта: всё равно «конкурировать» смогут лишь те, кому позволят въехать на соответствующую железнодорожную полосу, на которой в свою очередь отнюдь не могут уместиться сразу десятки «альтернативных» поездов…

Да и рассуждения о том, что свободная конкуренция обязательно снизит жилищно-коммунальные тарифы, свойственны только нашим доморощенным «рыночникам»: в отличие от российских «либералов», все классики западной экономической мысли всегда утверждали, что рыночная цена зависит в первую вовсе не от затрат на производство услуги, а от того количества денег, которое за неё способны заплатить потребители. В связи с этим достаточно сравнить рыночные цены на аренду (съем) жилья с государственными и понять, что нынешний уровень тарифов ЖКХ – это вовсе не предел их роста, а только старт.

Поэтому без государственного регулирования в сфере ЖКХ, как и в других сферах «естественных монополий» (в первую очередь топливной), в стране вряд ли может быть обеспечена стабильность, особенно если вспомнить массовые протесты по поводу монетизации льгот, которая затрагивала вовсе не всех россиян, в то время как «костлявая рука» перехода на 100% оплату услуг ЖКХ коснется каждого...

Михаил Тульский

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Цитаты великого Бенджамина Франклина
Цитаты великого Бенджамина Франклина
Финансы
Ох, уж эти пресловутые деньги! Причиной скольких радостей они стали и сколько слез и несчастий породили!Погоня за деньгами (в том или ином темпе) по-прежнему является определяющим параметром мирового развития. Разумное отношение к деньгам нередко служит залогом гармоничной жизни. А что подразумевать под "разумным отношением". Предлагаем вам точку зрения всемирно...
Маркетинговые секреты от ИКЕА и McDonalds
Маркетинговые секреты от ИКЕА и McDonalds
Правила игры
В успехе любой компании изрядную долю занимает маркетинг, поэтому любая успешная компания может поучить искусству маркетинга остальные. Конечно, не все приемы гигантов подходят малым бизнесам. Но, во-первых, все можно адаптировать, аво-вторых, гиганты тоже не сразу родились таковыми. Предлагаем вам описание макетинговых приемов, наиболее часто используемых такими...
Десять правил убеждения
Десять правил убеждения
Правила игры
Как убедить оппонентов в своей правоте? Стоит признать: умение склонить людей на свою точку зрения стоит сотни других умений. С ним не рождаются - тому, чтобы "быть правым", можно научиться. Предлагаем вам несколько правил, следуя которым, вы научитесь добиваться нужного для себя результата в общении с другими людьми.
Что любит и чего не любит наш мозг
Что любит и чего не любит наш мозг
Правила игры
Безудержная радость, неясный страх и тревога, безответная любовь, гнев - масса чувств обуревает человека, и порой он сам не замечает, как становится "рабом своих страстей", и начинает страдать от этого. Лекарство простое - надо четко представлять, как работает наш мозг, что помогает ему, а что мешает. Зная истоки тех или иных возникающих состояний, легче справляться...
Об орлах и курицах
Об орлах и курицах
Карьера
Окружение влияет на любого человека, хочет он того или нет. Но всегда следует помнить о том, что убеждения этого окружения вовсе не являются мерилом ваших способностей. Предлагаем вам более пессимистичный вариант всемирно известной сказки "Гадкий утенок" Г-Х Андерсена.
Об орлах и курицах
Карьера
Окружение влияет на любого человека, хочет он того или нет. Но всегда следует помнить о том, что убеждения этого окружения вовсе не являются мерилом ваших способностей. Предлагаем вам более пессимистичный вариант всемирно известной сказки "Гадкий утенок" Г-Х Андерсена.
Как строить бизнес с партнером 11 советов управленцам от Google Принятие решения Неожиданные шаги для победы над конкурентами Минусы работы в крупных компаниях
10 ожиданий клиентов от интернет-магазинов
Рынок услуг
Онлайн-торговля набирает обороты в современном мире, и в качестве перспективного бизнеса предприниматели все чаще выбирают открытие собственного интернет-магазина. Он имеет массу преимуществ для хозяина по сравнению с обычным, и его содержание обходится гораздо дешевле. Вместе с тем интернет-магазин должен отвечать определенным требованиям, игнорирование...
Пять ошибок маркетинга в малом бизнесе Как отзывы влияют на количество клиентов? Ловушки для покупателей 10 маркетинговых приёмов для развития вашего стартапа Как продвинуть свой товар
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
Ресурсы
Компаний в мире очень много. Однако далеко не каждая из них оказывает заметное воздействие на жизнь простых потребителей. Тех, кому это удалось, единицы. Предлагаем вам список компаний - революционеров в своей области. За каждым именем стоит технология или концепция, оказавшая огромное влияние на нашу повседневную жизнь и более того - ставшая её привычной и неотъемлемой...
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus