Резкое ужесточение регулирования транспортно-экспедиционного рынка может обернуться серьезными потерями для отрасли. По оценкам экспертов, до 20% логистических компаний в России прекратят работу уже в 2026 году. Об этом сообщает издание "Газета.Ru".
Новые правила и их цена
С 1 марта 2026 года вступают в силу обновленные требования к работе экспедиторских компаний. Теперь перед отправкой груза необходимо будет проверять его соответствие документам, а при подозрениях — использовать рентгеновские установки или служебных собак.
Для малого бизнеса подобные меры окажутся непосильными: стоимость оборудования исчисляется десятками миллионов рублей, а обученных животных не хватает даже для крупных перевозчиков.
Дополнительной нагрузкой станет переход на электронный документооборот, который обеспечит круглосуточный доступ спецслужб к данным о клиентах и маршрутах. По словам исполнительного директора "Сообщества топ-менеджеров логистических компаний" Александра Кибальникова, издержки на выполнение новых норм могут вырасти на 15-30%, а на рынке останутся в основном крупные игроки.
"Моя оценка — от 10 до 20% небольших экспедиторских компаний могут покинуть рынок", — рассказал "Газете.Ru" Кибальников.
Он подчеркнул, что мелкие фирмы, где учет ведется буквально в Excel, не располагают IT-специалистами для внедрения цифровых систем.
Экспедиторов поставят на учет
Согласно Федеральному закону № 140 от 7 июня 2025 года, заниматься транспортно-экспедиционной деятельностью смогут только компании и предприниматели, внесенные в государственный реестр. Его планируется вести на цифровой платформе "ГосЛог".
А с сентября 2026 года оформление экспедиторских документов станет полностью электронным: данные нужно будет загружать в государственную систему ГИС ЭПД.
Нарушителям грозят штрафы: от 3 000 до 10 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и до 1 млн рублей — для юридических лиц. Ространснадзор также получит право приостанавливать деятельность компаний до двух месяцев при повторных нарушениях. Кибальников предупреждает, что такой запрет фактически означает банкротство: фирма не сможет выполнять заказы, платить зарплаты и быстро восстановиться после простоя.
Дороже станет всё
Участники рынка уже фиксируют рост тарифов. В 2025 году стоимость автоперевозок выросла на 20%, а железнодорожных — на 10%. По словам замгендиректора компании ПЭК Андрея Мякина, ожидается дальнейшее увеличение ставок на 15-18% в 2026-м.
"Это прежде всего затронет товары народного потребления, где доля логистики может достигать 20%", — отметил он в беседе с "Газетой.Ru".
Рост налогов, повышение НДС до 22%, удорожание топлива и обновление автопарка — всё это усиливает давление на рынок. Коммерческий директор "Скиф-Карго" Михаил Коптев прогнозирует, что ставки вырастут в среднем на 12-15%, а логистические затраты станут "сверх инфляции". По данным "АвтоГрузЭкс", средняя цена перевозки достигла 74,7 рубля за километр без учета НДС.
Последствия для потребителей
По мнению экономиста Александра Разуваева, рост издержек приведет к удорожанию импортных товаров - особенно в северных регионах и при дальних перевозках. Цены могут увеличиться примерно на 5% только из-за логистики. Сдерживать этот рост пока помогает крепкий рубль, однако бизнесу, вероятно, придется жертвовать прибылью, чтобы удержать клиентов.
Профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон считает, что подорожание перевозок неизбежно разгонит инфляцию. Наиболее ощутимым оно окажется для продукции, требующей длительных и протяженных поставок — от промышленных комплектующих до продовольствия. Любое повышение тарифов, по его словам, становится "фактором удорожания всей экономики".







