На взгляд ряда аналитиков, мнением которых поинтересовался корреспондент РИА-Новости, от создания нового Почтового банка выиграет Сбербанк, как основной его конкурент, а вот будет ли выгода для для самого ВТБ, пока не понятно.
При этом больше всего выгод будет у "Почты России" благодаря гарантированного инфраструктурного платежа от создаваемой организации, что ускорит запланированные в компании преобразования и приблизит IPO.
Напомним, сегодня было объявлено о создании до конца года нового банка в партнерстве "Почты России" и группы ВТБ на базе Лето-банка - Почтового банка. ВТБ получит 50% плюс 1 акцию в новом банке, оставшиеся будут у "Почты". Банк может начать работу в начале 2016 года.
По мнению аналитика UBS Михаила Шлемова,таким образом ВТБ пытается дать вторую жизнь своему довольно убыточному проекту - Лето-банку. И такое решение, безусловно, верное: ведь с Почтовым банком не сможет сравниться даже Сбербанк. А планируемый ВТБ охват вполне сравним со сбербанковским: 15 тысяч офисов и 20 тысяч окон обслуживания. Успех же предприятия полностью в руках самого ВТБ-банка.
Выгода же Сбербанка в том, прежде всего, что получив такого мощного конкурента, он сможет значительно сократить свою филиальную сеть и повысить прибыльность.
Согласно разработанному бизнес-плану, к 2025 году планируется, что кредитный портфель Почтового банка составит 418 миллиардов рублей и депозитный - 577 миллиардов рублей. Клиентами Почтового банка, как ожидается, станут около 20 миллионов человек, из них половина - пенсионеры, однако конкурентом Сбербанку в розничных услугах для населения создаваемый банк не станет, заявил Костин.
Согласно бизнес-плану, Почтовый банк станет безубыточным в 2016 году, при этом прибыль банка к 2023 году, по расчетам, может составить 20 миллиардов рублей, планируется выход на рентабельность капитала (ROE) 30-35% к 2023 году. Акционеры рассчитывают на первые дивиденды в 2020 году.
Сам глава ВТБ Костин, анонсируя новый проект, отметил сложность стоящей перед группой задачи. "Мы вообще идем в бизнес такой очень низкомаржинальный, кстати, и тяжелый. Он такой честный бизнес и тяжелый. Действительно - для трудяг, потому что этот сегмент рынка не дает больших доходов - не дает больших возможностей", - сказал он.
Глава Лето-банка Дмитрий Руденко, который, вероятнее всего, возглавит Почтовый банк, отметил, что на рынке потребкредитования пришла пора лоукостеров, по бизнес-модели которой и развивается Лето-банк. "Мы считаем, что в банковской рознице пришла пора стратегии лоукостер. Лето-банк в части бэк-офиса очень маленький - пара сотен человек, при этом работает по всей стране. В банке реализован серьезный аутсорсинг. Мы можем работать на тонкой марже, мы это доказали сейчас, выйдя в прибыль в тяжелой ситуации", - заявил он.
"Почта России" от нового альянса получит массу преимуществ при минимальных затратах, считают аналитики. Полученный от банка инфраструктурный платеж в 47 миллиардов рублей поможет компании монетизировать ее филиальную сеть, насчитывающую около 42 тысяч отделений, реализовать масштабную модернизацию, предусмотренную стратегией развития до 2018 году, и приблизит ее к предполагаемому размещению акций.
Создание Почтового банка будет на руку и простым россиянам - жителям отдаленных и труднодоступных поселений, где не представлены банковские услуги вообще, и "Почта" - единственная связь с внешним миром.