Сегодня, 21 июля 2010 года, Общество защиты прав потребителей подало исковое заявление в Мещанский районный суд города Москвы в защиту неопределенного круга потребителей против ГУП «Московский метрополитен».
Поводом для обращения в суд послужил ряд нарушений норм действующего законодательства (СанПиН 2.5.1337-03) со стороны данной организации. Они были обнаружены в ходе проверки сотрудниками ОЗПП совместно с независимыми экспертами нескольких станций московского метрополитена.
По итогам первой проверки, прошедшей 11 июня 2010 года, было выявлено, что температура воздуха превышает допустимые нормы (по СанПиН - 28 градусов Цельсия), напольное покрытие на некоторых станциях не соответствует нормативам, а уровень шума в поездах значительно выше предельно допустимых показателей.
Как поясняют специалисты, согласно санитарным правилам, шум в пассажирских помещениях не должен превышать 70 децибел. Однако при замере уровня звукового давления при движении состава в вагоне № 5556 Арбатско-Покровской линии выявлено значение равное 104 децибел, что небезопасно для органов слуха.
Кроме того, выбоины в полу в пассажирских помещениях по действующему СНиП недопустимы и должны заделываться в течение суток. Однако в районе лестницы на переходе со станции «Курская» Арбатско-Покровской линии выявлены выбоины в напольном покрытии, которые на время проверки были заполнены мусором. Такие же выбоины были обнаружены в районе перехода со станции «Комсомольская» Кольцевой линии на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии и в переходе со станции «Третьяковская» Калининской линии на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии.
Дополнительно эксперты заострили внимание на сильной изношенности покрытия, выраженной в наличие вытертостей, уступов между смежными изделиями, которые достигают 3 мм. Все это создает травмоопасную ситуацию для пользователей подземного транспорта.
Параметры микроклимата на многих станциях подземки не соответствуют требованиям СанПиНа. В летнюю жару температурные рекорды достигают 32 градусов. Такие данные приводит и московский метрополитен на своем официальном сайте.
Проблема с кондиционированием воздуха в столичной подземке стоит уже не один год. И разговоры о ее решении ведутся давно. Вот только руководство метрополитена пока ничего не предприняло, чтобы изменить ситуацию. ОЗПП намерено с помощью подачи иска заставить метрополитен перейти от слов к делу. Ведь, как отмечают специалисты, потребитель, покупая проездной билет в метрополитен, имеет право на получение качественной услуги и комфортную поездку. Вместо этого пассажиры вынуждены находиться в душных поездах с неисправной системой кондиционирования, рискуя своим здоровьем.
ОЗПП уведомило ГУП «Московский метрополитен» о результатах экспертизы. Но, как показала повторная проверка от 11 июля 2010 года, проблемы так и не были устранены. Таким образом, столичный метрополитен продолжает нарушать требования законодательства.
В поданном иске ОЗПП просит суд признать действия ГУП «Московский метрополитен», допускающего: наличие выбоин в напольном покрытии, превышение допустимого уровня шума, превышение максимальной допустимой температуры воздуха противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. И требует привести станции и сооружения метрополитена в соответствие с нормами законодательства в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Также просит суд обязать ответчиков довести до сведения потребителей информацию о принятом по данному делу решении путём опубликования в ежедневных печатных изданиях, распространяемых на московском уровне, а также разместить указанную информацию на станциях, возле касс.