Россию в скором будущем ждет серьезный дефицит газа. Уже зимой 2010 г. ситуация может дойти до необходимости эвакуировать мегаполисы, поскольку газа не хватит, а резервный мазут закончится к 20 января, заявил бывший руководитель ликвидированного РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс на презентации книги «Экономические записки», написанной им вместе с Егором Гайдаром.
По словам Чубайса, если потребление электроэнергии будет расти хотя бы на 3% в год, что ниже текущих темпов роста, то к 2010 г. дефицит газа составит 33 млрд. кубометров.
Замдиректора Топливно-энергетического независимого института (ТЭНИ) Сергей Ежов считает, что Чубайс в какой-то степени прав. «Если газ по сегодняшней цене будет поставляться всем желающим потребителям, то, конечно, дефицит появится. Он уже есть, потому что новых потребителей, за исключением бытовых, по старой цене к газу больше не подключают», – сказал он в беседе с корреспондентом ИА «РосФинКом».
По словам Ежова, газовая энергетика сегодня дешевле любой другой в два раза. «Энергетики хотят развиваться за счет газа и отказываются от угля. Мазутом же газ нельзя заменить, потому что он изначально дорогой и экологически вреден». Кроме того, по словам эксперта, мазута еле хватает, чтобы использовать как резервное топливо. «Остается газ, но как заметил Чубайс, "много газа не дадут", и в этом его замечание объективно», – добавил Ежов.
По мнению эксперта, дефицита газа в России не будет, если с 2011 г. произойдет, как обещает правительство, либерализация газового рынка на внутреннем рынке, что означает рост цены на газ минимум в три раза. При этом Ежов отметил, что свободный рынок газа в России существует, но работает он нечетко, поскольку перевозчик один – для доступа к газопроводной системе нужно получить разрешение у «Газпрома».
Предложение Чубайса сократить объемы экспорта газа в Европу замдиректора ТЭНИ считает невозможным. «Увеличить поставки на внутренний рынок планируется за счет роста добычи. Но проблема в том, что месторождения стареют, и непонятно что делать с низконапорным газом». При освоении же новых месторождений, по словам Ежова, встанет вопрос транспортировки, на которую уйдут основные затраты. «В частности, трубопровод с Ямала придется прокладывать через Коми», – пояснил он.