В Госдуму внесен законопроект о допуске иностранных ценных бумаг на российский рынок. После принятия законопроекта Фонд национального благосостояния, формирующийся из стабфонда, получит возможность минимизировать риски, связанные с размещением российских активов в иностранные ценные бумаги.
Концепция закона и сам законопроект (поправки к закону «О рынке ценных бумаг») были подготовлены менее чем за четыре. Проект уже согласован с Минфином, ЦБ и МЭРТом. В минувший понедельник концепция закона была утверждена на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, а вчера сам законопроект был внесен в Госдуму главой банковского комитета Владиславом Резником, пишет «КоммерсантЪ».
В пояснительной записке господин Резник отметил, что допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок является «важным фактором формирования в России регионального финансового центра».
При соблюдении трех условий иностранные бумаги будут допускаться к размещению и обращению на российском рынке: присвоение им соответствующих международных идентификационных кодов, квалификация этих бумаг в соответствии с российским законодательством и требование о том, чтобы местом учреждения иностранного эмитента являлось государство-член ФАТФ (группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
Управляющий директор Goldman Sachs Рори Макфаркуар считает, что допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок может быть необходим для снижения рисков, связанных с инвестированием в них средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), выделяемого из стабфонда с 2008 года.
До последнего времени применялась довольно сложная схема инвестирования средств стабфонда (3,5 трлн руб.), что также объяснялось соображениями минимизации риска конфискации. Минфин фактически «растворяет» стабфонд в составе золотовалютных резервов, его средства учитываются ЦБ как валютные пассивы. На иностранные же активы ЦБ, согласно международному праву, арест не может быть наложен. После принятия закона станет возможна схема, при которой Минфин будет размещать средства ФНБ в иностранных активах, но учитываться они будут в российских депозитариях.
Счета номинального держания российские депозитарии будут открывать у западных реестродержателей или кастодианов. Начальник управления трастовых операций и операций с ценными бумагами Deutsche Bank Сергей Бережный пояснил, что «наложить арест на счет номинального держателя в большинстве стран нельзя».
Таким образом, наложить на них арест сможет только российский суд, а значит, можно будет минимизировать риск, которому периодически подвергаются российские активы за границей. Компания Noga неоднократно пыталась арестовать российские воздушные и морские суда, коллекции картин.