Комиссия правительства по законопроектной деятельности под руководством вице-премьера Александра Жукова в понедельник поддержала подготовленный в апреле 2007 года МЭРТом законопроект о биржах и организованных торгах «при условии его доработки». После первого чтения в думе проект будут дорабатывать. Скорее всего, принят он будет в осеннюю сессию новой Госдумы.
В документе МЭРТ содержится идея создания рамочного закона для всей биржевой торговли в России, пишет «КоммерсантЪ». Как пояснил председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник, отсутствие закона создает сложности в правоприменительной практике, а за пределами регулирования остаются валютный рынок, рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств.
Согласно законопроекту, единым биржевым регулятором должна стать Федеральная служба по финансовым рынкам. Лицензирование для информационных брокеров заменено на госаккредитацию, под которую попадают и информагентства, распространяющие ценовую информацию.
Кроме того, предложено запретить для бирж совмещение деятельности по проведению торгов со всеми другими видами деятельности (проект не разрешает совмещать деятельность по организации торгов лишь со строительной, оценочной, аудиторской и торговой деятельностью). Евгений Коган гендиректор ИК «АнтантаПиоглобал», одного из акционеров РТС, поддерживает запрет: «Биржи должны заниматься только основной деятельностью - осуществлением торгов и клиринговых расчетов. Если биржи станут осуществлять какую-либо иную деятельность, появятся риски, которые сложно будет прогнозировать».
Также проект призван стимулировать перевод торговли биржевыми товарами на российские площадки. Участники рынка, заинтересованные в организации в России товарных бирж, в целом проект поддерживают. Генеральный директор ООО «Фининвестконсалтинг» Андрей Еремин рассчитывает, что рамочный закон позволит активизировать создание в России товарных бирж, сейчас сильно уступающих фондовым.
«Развитие биржевой торговли в товарном секторе необходимо. Это и возможность свободного заключения сделок между потребителями и производителями продукции, и уход от рисков значительных колебаний цен с помощью контрактов с фиксированными сроками поставки, и существенная экономия бюджетных средств за счет отказа от многочисленных тендеров и конкурсов, и предотвращение галопирующего роста цен на конечные продукты потребления и услуги», - заявил он.