С каждым годом растет объем первичных публичных размещений (IPO). Два года назад компании смогли привлечь в общей сложности где-то $5 млрд. В 2006 году этот показатель достиг $17,7 млрд, а текущий год показал уже $30 млрд. На 2008 г. запланировано еще 21 первичных публичных размещений акций российских компаний.
По мнению аналитиков, рекордный объем IPO в этом году связан с приближающимися выборами. «Многие акционеры хотят «откэшиться» перед сменой власти», - говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Ованес Оганисян.
Майское IPO ВТБ стало крупнейшей сделкой года: на биржах Москвы и Лондона банк привлек $8 млрд. Однако для акционеров компании инвестиция пока не стала успешной. Так, при цене размещения 13,6 коп. 14 ноября 2007 г. акции банка на ММВБ стоили почти на 15% дешевле – 11,52 коп.
Впрочем, ВТБ не стал исключением: из 20 размещенных в этом году бумаг восемь торгуются ниже цены размещения. Больше всех потеряли инвесторы AFI Development и «Ситроникса». Депозитарные расписки на акции AFI с майского IPO подешевели на 25%, а с февраля – на 42%. Ситуация нынешнего года схожа с прошлогодней: в декабре 2006 г. из 15 размещенных бумаг пять торговались ниже цены IPO и еще одна («Комстар»).
По мнению экспертов, причина роста числа подешевевших бумаг заключена в общей динамике рынка: индекс РТС с начала года прибавил менее 20% против прошлогодних 70%.
Вслед за падением котировок компании не оправдывают ожидания инвесторов, утверждает портфельный управляющий УК «Тройка Диалог» Олег Ларичев. Он считает малозначительным, по какой цене из диапазона компания продана в ходе IPO. Если ее по такой цене покупают, значит, считают справедливой. В противном случае цена падает.
«В России собственники компаний зачастую не хотят делиться с инвесторами в период бурного роста и для привлечения капитала используют другие инструменты - кредиты или облигации. А IPO делают, когда фаза роста подходит к концу, поэтому потенциала роста почти и не остается», – считает замруководителя брокерского управления ИФК «Метрополь» Александр Захаров.
Самые успешные размещения в этом году провели компании потребительского сектора: акции «Росинтер ресторанс» с июля прибавили 78%, «Фармстандарта» - 60% с мая.
Бумаги сети «Дикси» потеряли 2,6% с начала размещения. Акции не растут из-за того, что компания менее привлекательна, чем более крупные и быстрорастущие «Седьмой континент» и X5, полагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. «Они работают с низкой рентабельностью и потому медленнее развивают сеть», - говорит она.
В следующем году бум IPO российских компаний пойдет на убыль. С завершением выборов самые рентабельные компании уже разместятся. По прогнозу аналитиков, в 2008 г. российские компании смогут привлечь гораздо меньше, чем в этом году - $17-21 млрд.