В министерстве природных ресурсов и экологии РФ решили не вносить предложение о создании единого фонда добывающих компаний для ликвидации сооружений, остающихся в зонах добычи после прекращения освоения месторождений. Сегодня предприятия уклоняются от проведения этих работ, поэтому расходы вынуждено нести государство.
Тем не менее, в минприроды подсчитали, что если инициатива будет реализована, это увеличит себестоимость добычи, а значит, ударит по прибыли компаний. В следствие этого бюджеты недополучат по налогу на прибыль около 6,4 миллиардов рублей в год, пишут Пронедра.
Bigness.Ru обсудил проблему инфраструктуры, которая остается на месторождениях после завершения добычи, с почетным нефтяником РФ, доктором технических наук Александром Хавкиным.
- На чьей ответственности должна быть ликвидация добывающих сооружений?
- Кто строил, тот и должен этим заниматься. Почему государство должно этим заниматься? Все должно быть записано в лицензионном соглашении. Все должно быть очень конкретно: что это за сооружение? Если скважина - это одно, если бытовка строителей - другое.
- Как утилизируется и куда отправляется эта инфраструктура после того, как извлечение нефти на той или иной скважине заканчивается?
- Дело в том, что большую часть скважин, которые сейчас бездействуют, на самом деле, можно очень рентабельно пустить в разработку, и куча малых предприятий как раз ставят вопрос о том, чтобы им передали в пользование или допустили до того, чтобы реанимировать эти скважины. Дать скважинам возможность еще поработать. Она не такая будет рентабельная, как новая скважина, но вместе с тем существует куча современных технологий и так далее. Объем простаивающих скважин у нас в отрасли очень большой - больше 20 процентов. И что же, их все ликвидировать?
У нас почему-то устанавливают скважины 3-4 тонны в сутки, 2 тонны в сутки, а в Америке пол тонны в сутки работают. Были даны льготы в свое время "Татнефти", и "Татнефть" запустила маловыгодные скважины, которые до этого простаивали. Дали льготы, их запустили, но за счет добычи, налога с добычи компенсировал эти якобы потери бюджета и т.д. В результате, и бюджет получил, и компания получила, и люди, которые там работают, получали зарплату. Обсуждается вопрос, как бы так сделать, отдать на переработку скважины, потому что для крупных компаний это может быть и не так выгодно, может им выгодней, чтоб было 5-10 тонн в сутки, а для малых предприятий, какой-то группе лиц в пять человек, им может и тонны в сутки хватит на то, чтобы получать от этого удовольствие. Пять человек - это уже частный бизнес. Об этом идет разговор. Но проблема в том, как это все юридически сделать.
Самое главное, на мой взгляд - не как что-то ликвидировать, а как сделать так, чтобы работало. Это более важный вопрос. Ломать - не строить. Надо стимулировать, чтобы на скважинах, которые считаются маловыгодными, были какие-то определенные экономические льготы с тем, чтобы они были в работе. И в результате добычи с этих маловыгодных скважин пойдет налог на добычу, и уже это будет компенсация государственных доходов.
Читайте также:
Бизнес должен за собой прибирать - эколог
Николай Хренков: Конкуренты могут уступить "Роснефти" ВСТО
Азад Бабаев: Запасы сланцевой нефти в США скоро истощатся
Григорий Бирг: Американцы не уйдут из Арктики, где найдена нефть
Андрей Листовский: Традиционная нефть уходит все дальше в море