Доход от платных дорог сомнителен?

Доход от платных дорог сомнителен?
Доход от платных дорог сомнителен?

Платных дорог в России будет не больше 2,5 тысяч километров, то есть 5 процентов от общей протяженности федеральных трасс. Об этом заявил министр транспорта Максим Соколов в рамках "правительственного часа" в Госдуме. До сентября длина платных участков дорог в России составляла порядка 75 километров, а прибыль они приносили ниже ожиданий.

Называя эту цифру, министр Соколов сослался на международные стандарты, согласно которым протяженность платных трасс в среднем не превышает 5 процентов. Так как у нас около 50 тысяч километров федеральных дорог, то и 2,5 тысячи километров из них могут быть платными.  

На самом деле удельный вес платных дорог в общей сети в европейских и других странах в среднем не превышает 3 процентов. Более 3 процентов платных автодорог от общей протяженности всех дорог в стране имеют Аргентина, Хорватия и Гонконг. В Италии, Сербии, Швейцарии, Словакии, Малайзии, Мексике, Кореи, Колумбии - от 1 процентов до 3 процентов. Во Франции, Испании, Норвегии, Белоруссии, Чехии и сопоставимых с Россией США - менее 1 процентов. В Великобритании, Чили доля платных дорог - менее 0,01 процентов. А вот в столь любимой многими нашими автомобилистами и во всех смыслах примерной дорожной инфраструктуре Германии платных дорог нет вообще. Там снимается только плата за проезд грузовиков.

Читайте также: Реконструкция МКАД обойдется недешево

Впрочем, российские подсчеты учитывают не всю дорожную сеть страны, а только федеральные автодороги. Именно основные направления могут обеспечить нормальный для получения приличных доходов трафик. Надо отметить, что первые опыты по внедрению платного проезда в нашей стране, оказались не самыми удачными. С 1998 по 2005 годы функционировали коммерческие дороги в Алтайском крае, Липецкой области, Саратове, Тамбовской и Псковской областях, Хакасии. Все они впоследствии стали бесплатными, так как рентабельность этих дорог оказалась ниже ожидаемой.

К слову, в Транспортной стратегии России до 2013 года, разработанной в 2008 году, говорилось о планах создать в стране сеть платных автодорог общей протяженностью 3044 километров. Теперь же планы скорректированы в сторону понижения - не более 2500 километров. Хорошо это или плохо - решат сами автолюбители. Что же до уровня плановых доходов, на которые рассчитывал "Автодор", то по официальным данным они также оказались значительно ниже.

В 2012-м сборы с платных участков автомобильных дорог оказались на 42 процентов меньше запланированного и составили 750 миллионов рублей против ожидаемых 1,3 миллиардов. Напомним, что госкомпания "Автодор" планировала за 10 лет нарастить доходы от сбора платы за проезд в 83 раза - с 474 миллионов рублей в 2011-м до 39,5 миллиардов рублей к 2020 году.

Еще по теме: Привокзальных сервисов станет больше

Впрочем, как пояснил председатель правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах, доходы компания получала только с двух платных участков трассы М4 "Дон" вместо запланированных четырех. К тому же коммерческий перегон протяженностью 22,7 километров в Московской области, начал работать только в октябре 2012 года вместо апреля. Вторым участком стали 47 километров в Липецкой. Зато доходы от действующих платных участков, оказались на четверть выше ожидаемых, утверждает глава "Автодора".

Выйти на плановые показатели, по всей вероятности, не удастся и в этом году: в 2013 году планировалось получить в виде сборов 2,1 миллиардов рублей. Вместе с тем понятно, что подобные подсчеты носят во многом условный характер. Ведь введение платы за проезд целесообразно лишь там, где есть достаточно напряженный трафик, гарантирующий постоянный спрос и загрузку дороги. Это позволяет получать более-менее заметный финансовый поток от эксплуатации дороги и главное - вовлечь бизнес в формирование придорожной инфраструктуры. И чем сейчас, по всей вероятности, с особым рвением займется Автодор.  

Второе, на чем зарабатывает владелец автодороги - это дорожная инфраструктура. А вернее право разместить на придорожной территории различные сервисы, пункты обслуживания, магазины и так далее. В том случае, если сбор за проезд не оправдывает ожиданий, владелец участка зарабатывает как аренодатель на тех, кто оказывает услуги проезжающим.

Это интересно: Аэропорты Москвы трещат по швам

Это так называемое "право примыкания", которое начинается на российских платных дорогах от нескольких миллионов рублей. А в последующем Автодор будет получать регулярную арендную плату с частников. Отдать в пользование придорожные участки для создания свыше 40 таких многофункциональных зон и стать рантье и планирует на своих трассах и "Автодор". Но если не будет плотного трафика, то и с арендаторов много не сдерешь.  

Водителей завлекают на платные участки возможностью прокатится с ветерком и при этом не платить штрафы. В августе стало известно, что по платным участкам дорог можно ездить со скоростью 130 км/ч. А где 130 км/ч - там и 150 км/ч. Ездить со скоростью 130 километров в час можно будет на нескольких участках трассы М4 "Дон" в Московской, Липецкой областях и в Краснодарском крае, а также на участке трассы М1 "Беларусь" в Подмосковье.

В сентябре определены и новые платные участки трасс, где можно будет ездить со скоростью 110 км/ч дороги. Ими уже в сентябре станут участки трассы М-4 "Дон" в объезд городов Богородицка и Ефремова в Тульской области. До 110 километров в час увеличат максимальную скорость на Новорязанском шоссе возле Самары и Златоуста. А также неподалеку от Казани на трассе "Казань - Оренбург". В сентябре скоростными станут участки шоссе "Вологда - Новая Ладога" у Вологды. А в конце октября такой же статус получит отрезок трассы М-8 "Холмогоры" на границе Подмосковья с Владимирской областью.

Борис Яременко
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.