Мировоззрение или опыт: что важнее работодателю?

Мировоззрение или опыт: что важнее работодателю?
Мировоззрение или опыт: что важнее работодателю?

Собеседования все чаще становятся похожими на первые свидания: будущие работодатели задают вопросы, совершенно, казалось бы, не имеющие отношения к профилю работы. "Кто из актеров мог бы сыграть вас лучше всего?", "Какие пять городов вы хотите посетить и почему?", "Где вы провели прошлый отпуск?" - это уже не исключение из правил, а скорее норма.

Американский сайт по поиску работы Glassdoor составил список из вопросов, которые обычно задают рекрутеры - получилось 285 тысяч пунктов. Самые популярные из них, как ни странно, меньше всего связаны с работой. В топ-50 вошли вопросы о любимом фильме, любимом сайте, последней прочитанной книге и о том, что может заставить человека чувствовать себя неловко. Культурное альтер-эго претендента интересует нанимателей все больше и больше.

Читайте также: Бизнес-уроки от бывшего гангстера

Профессор Северо-Западного университета Лорен Ривера говорит, что компании в последнее время выбирают работников по тем же критериям, что и друзей или спутников жизни. Вопросы "не в тему" стали главными. "Играет ли человек на виолончели, занимается ли скалолазанием, любит нуар - все это имеет решающее значение для определения его культурного облика", - отмечает Ривера. В результате самый квалифицированный кандидат, ничем, кроме работы, не интересующийся, может и не пройти собеседование.

Словосочетание "культурное соответствие" может вызвать не самые приятные ассоциации, но среди HR-экспертов это одно из самых модных выражений. "Я работала в компании, занимающейся онлайн-коммерцией, - вспоминает рекрутер Мерседес Дуглас. - Руководство потратило много времени на то, чтобы совершенствовать культурный уровень своих струдников. Один из менеджеров, которого я приняла на работу, создал напряженную атмосферу - он не вписывался в коллектив, все старались его оттолкнуть, поскольку как друг он их не заинтересовал".

Это интересно: Как не спугнуть работодателя?

А вот обратный пример: "Однажды я приняла на работу женщину, у которой был очень скромный опыт работы, - рассказывает директор по маркетингу Ребекка Гроссман-Коэн. - На собеседовании она мне очень понравилась. Поскольку мы с ней поладили, у меня не было проблем с тем, чтобы быстро обучить ее. В конечном итоге она принесла нашей компании огромную пользу".

Тактику Гроссман-Коэн сегодня берут на вооружение все больше компаний: им выгоднее нанять коммуникабельного и обучаемого человека, чем буку-профессионала - так они застрахуют себя от текучки ценных кадров. К примеру, онлайн-ритейлер Zappos предпочитает увольнять сотрудников через неделю после приема на работу, если они не вписываются в коллектив, а не тратить время и деньги на их "перевоспитание". Сеть закусочных Pret A Manger пошла еще дальше: на выявление потенциала сотрудников там отводится всего один день, после чего их либо берут в команду, либо прощаются.

Мечта большинства работодателей - сделать так, чтобы корпоративная культура в глазах работника сравнялась по приоритетности с зарплатой. Офисный коллектив зачастую становится для сотрудников второй семьей, и без культурной общности такая семья быстро станет неблагополучной.

Еще по теме: Диплом от карьеры отделяет пропасть?

"Эта тенденция идет от милленианцев (поколения 80-х), потому что их волнует уровень культуры, - констатирует Дэн Шаубель, автор книги Me: 2.0. - В среднем, они работают на одном месте два года, и приоритеты у них другие. Они скорее выберут интересную работу, а не высокооплачиваемую, и пойдут в ту компанию, которая заботится об окружающей среде. Они хотят, чтобы культура превалировала над иерархией, поскольку милленианцы - это самое неоднородное и разнообразное поколение".

Последний пункт зачастую ставит рекрутеров в затруднительное положение: как обеспечить культурное разнообразие, если сами рекрутеры относятся к найму более чем предвзято? Момент приема на работу - это точка, в которой сталкиваются представления об идеальном сотруднике и реальность создания сплоченного дружного коллектива. "Часто культурное несоответствие используется в качестве предлога для отказа в найме, - отмечает Эрик Петерсон, отвечающий как раз за разношерстность коллектива организации Society for Human Resources and Management. - Может, специалист по найму просто не может представить себя за кружко пива с соискателем. А, может, просто чувствует себя некомфортно рядом с ним".

Читайте: Хедхантеры открывают тайны карьерного роста

Приятно работать в коллективе, состоящем сплошь из друзей или близких по духу людей, но у такой команды имеется существеный недостаток: схожий образ мыслей. "Это вполне в природе человека - окружать себя теми, кто похож на тебя и звучит в той же тональности, - поясняет Рэнди Хайнс, управляющий партнер компании Atlanta's Bell Oaks Executive Search. - Но людям не хватает понимания того, что нужно брать на работу и тех, кто, может, не вписывается в коллектив, зато имеет неординарное мышление и способен многое сделать для компании. ЕВау.com или Gооgle возьмут на работу тех, кому отказали в компаниях из списка "500 самых привлекательных работодателей", а Coca-Cola наймет парня, который, может, будет плевать в потолок весь день, зато отлично со всеми поладит". 

Наталья Синева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.