И в Российской империи были бизнесмены

И в Российской империи были бизнесмены
И в Российской империи были бизнесмены

Ко времени петровских реформ Россия представляла собой слаборазвитое аграрное государство, где экономика носила полунатуральный характер. Промышленное производство не играло в ней существенной роли, обслуживая прежде всего потребности царского двора. Для радикальных перемен потребовался неутомимый преобразовательный гений Петра Великого.

Разнообразные промыслы активно развивались в России со времен падения монгольского ига. Но до промышленного уровня они, конечно не дотягивали. Не изменилась ситуация и с появлением первых мануфактур, которые открывались по инициативе государства. Еще в XVI веке возникает Пушечный двор, примерно тогда же появляется Оружейная палата. Но эти предприятия выполняли исключительно казенные заказы, и потому рассматривать их в качестве примера товарных рыночных производств Нового времени нельзя. Все эти "дворы" были нерентабельны и могли существовать только в условиях замкнутого государственного хозяйства.

В следующем столетии возникает казенная текстильная мануфактура - Хамовный двор, несколько лет просуществовал Бархатный двор. Но его продукция была хуже качеством, чем заграничные ткани, да и стоила она дороже. По той же причине не прижились при московском дворе созданные при Алексее Михайловиче шелковая и суконная мануфактуры.

На всех этих предприятиях трудились крепостные крестьяне. Активно формировавшее со второй половины XVI века крепостное право, окончательно зафиксированное Соборным уложением 1649 года, затрудняло формирование третьего сословия по западноевропейскому образцу, которое было двигателем промышленного развития и торговли.

Большинство свободного люда в России не располагало необходимыми финансовыми ресурсами для начала собственной экономической деятельности, а вышедшие из крестьян купеческие династии - Строгановы, Гурьевы, Светешниковы - появились еще до отмены Юрьева дня. Но и они, учитывая слабую покупательскую способность русских людей, ориентировались либо на торговлю с иностранцами, либо на казну.

Тем более от нее зависели немногие иностранные мануфактуры. Голландский купец Андрей Винниус создал под Тулой несколько железоделательных заводов, которые поставляли русской армии ядра, пушки, холодное оружие. Эти предприятия стали первыми в России, на которых использовался труд наемных рабочих, тоже, как правило, иностранцев.

Читайте также: И на Руси были бизнесмены

Поэтому, в отличие от Европы, торговля и промышленность в России развивались не стихийно, а сверху - инициатором создания новых мануфактур выступала царская власть. Но она не стремилась к формированию свободного рынка, ей нужно было обеспечить насущные государственные потребности - создание боеспособных армии и флота. К концу XVII века перед Россией продолжали стоять те же проблемы, что и во времена Ивана Грозного. По-прежнему не было доступа к незамерзающим морским путям, что самым пагубным образом сказывалось на внешней торговле.

Основанный в 1584 году Архангельск успешно справлялся с функцией перевалочного пункта для российской пушнины, но выступать в качестве стратегического торгового порта скованный большую часть года льдами город не мог. А в таком порту страна отчаянно нуждалась, поскольку заточенные под военные нужды казенные дворы не могли обойтись без заграничного сырья. Собственное металлургическое производство не справлялось с запросами армии, и железо приходилось импортировать из Швеции. А сукно для стрелецких кафтанов завозили из Англии.

Военной слабостью Московского царства пользовались все кому не лень. Несмотря на отказ польских королей от притязаний на российский престол, они продолжали зариться на земли восточного соседа. Полстолетия под Речью Посполитой находился древнейший русский город - Смоленск. Отношения между Москвой и Варшавой особенно обострились после присоединения к России Левобережной Украины в 1654 году.

Читайте по теме: Иран спешит на помощь стране пирамид

Продолжала довлеть над страной и крымская угроза. Бахчисарайский хан, ставший вассалом Османской империи, предпринимал регулярные походы на украинские и русские земли. Дошло до того, что московский государь вынужден был выплачивать ежегодные поминки татарскому владыке, что ставило под сомнение его суверенные права. Потому при европейских дворах Россию вполне обоснованно считали державой "нестройной, необразованной и малосильной".

Фактически, перед страной к концу XVII века оставались две альтернативы. Либо превратиться в полуколониальное владение без права на самостоятельную внешнюю политику, как это спустя полтора века произойдет с Цинским Китаем, либо совершить модернизационный рывок и войти в число великих европейских держав. Шансов пойти по первому пути было куда больше - внешняя торговля уже была монополизирована англичанами.

Но обладавший взрывным характером юный царь Петр Алексеевич, утвердивший свою единоличную власть после смерти старшего брата Ивана в 1696 году, согласиться на первый вариант не мог. Однако в условиях крайне враждебного окружения реализовать второй можно было только на штыках новой, сформированной по западному образцу армии, и полупрофессиональное стрелецкое войско для этих целей не годилось. Поскольку большой войны было не миновать, то именно военная реформа стала катализатором экономического развития страны.

Как и его предшественники, Петр считал первоочередной задачей обеспечение выхода к незамерзающим морям, прежде всего к Балтике. А это значит, что в очередной раз неизбежным становился конфликт со Шведским королевством, одним из сильнейших европейских государств того времени. Одновременно Швеция была главным поставщиком железа в Россию. А для победы над ее прекрасно обученной армией железа требовалось много, очень много. Поэтому царь сделал ставку на ускоренное развитие собственного горнорудного производства. А пока металла не хватало, не брезговал переплавкой на пушки церковных колоколов.

Это интересно: Да здравствует страна на светодиодах!

Расширение тульских металлургических заводов было поручено казенному оружейнику Никите Демидову. Но слава основанной им промышленной династии связана совсем не с этими старыми промыслами. В 1702 году Петр I передает под его управление основанный годом ранее Невьянский завод на Урале. Местная руда, значительно превосходившая по качеству как тульскую, так и олонецкую, к концу Северной войны превратила доселе малоосвоенный Урал в главный промышленный центр империи, значение которого сохраняется до сих пор. А к середине XVIII века он превращается в крупнейший горнопромышленный регион мира, сделав Россию лидером черной металлургии - до 80 процентов тамошнего металла шло на экспорт.

Поначалу все уральские заводы принадлежали только казне и Демидовым. При Анне Иоанновне их строительством занялись уральские первопроходцы купцы Строгановы, примеру которых последовали Турчаниновы, Баташовы, Мосоловы. Так складывались знаменитые русские промышленные династии. Все они были выходцами либо из крестьян, либо из кузнецов-оружейников. Родовая знать, за исключением князей Голицыных и Всеволожских, интерес к развитию отечественного горнорудного производства практически не проявляла.

Тем не менее, образцом для организации работы на заводах во многом служила именно феодальная вотчина. Поскольку их продукция обслуживала потребности государства и не попадала на свободный рынок, то конкуренции и следовательно необходимости повышать экономическую эффективность своих предприятий российские горнорудные магнаты не знали. Основой производства был труд крепостных.

Совсем другим путем пошло развитие российского текстильного производства. Стимулом для него тоже послужила Северная война. Необходимость противостоять на Балтике сильнейшему шведскому флоту, становление отечественных военно-морских сил резко повысили спрос на парусину. Первые предприятия в этой отрасли тоже были казенными, но государевы люди не сумели обеспечить продукцию нужного качества, поэтому текстильные мануфактуры быстро перекочевали под управление представителей купеческого сословия.

К концу царствования Петра Великого в стране насчитывалось 28 суконных, полотняных и шелковых предприятий - 23 частных и пять казенных. Концентрировались они вокруг старых текстильных центров - Москвы и Ярославля. Поначалу их продукция тоже шла в основном на обеспечение нужд государства и на экспорт, но уже при Екатерине II она выходит на внутренний рынок. Это привело к тому, что именно в текстильной отрасли раньше всего произошел переход к преимущественно наемному труду. Хотя и доля посессионых (так называли крепостных, прикрепленных к промышленному предприятию) рабочих оставалась внушительной.

Ранее мы писали: Оффшоры выйдут из сумрака?

Нуждами армии и флота было первоначально обусловлено и развитие других отраслей - химической, лесной, кожевенной. Вообще, вынужденная милитаризация экономики в царствование Петра Великого, обусловленность ее развития государственными надобностями привели к формированию к ней соответствующего отношения. Экономические процессы стали восприниматься как нечто вторичное по отношению к военно-политическим факторам. Выразителем этой точки зрения был Иван Посошков, автор "Книги о скудости и богатстве", пожалуй, первого в российской истории экономического сочинения. Он считал, что "ни воинству без купечества, ни купечеству без воинства не жить".

Собственно, при Петре так и было. Ведь даже как отдельное сословие российского общества оно появилось по воле царя-реформатора. Все российские коммерсанты были Уставом Главного магистрата 1721 года объединены в две гильдии. В первую входили крупные негоцианты с правом зарубежной торговли, лекари, золотых дел мастера. Это были "граждане". Ко второй - "подлым гражданам" - относились мелкие торговцы и ремесленники. Лично свободные чернорабочие и поденщики назывались "подлыми людьми". Для защиты интересов промышленников была создана Мануфактур-коллегия. Особую важность горнорудного производства для страны подчеркивало наличие отдельной - Берг-коллегии.

Когда Петр Великий взял бразды правления над страной в свои руки, в России существовало около 30 плохоньких мануфактур. В год его смерти в империи насчитывалось по разным оценкам от 200 до 400 крупных предприятий самого разного профиля. На их поддержку были направлены протекционистские, фактически запретительные, меры таможенной политики правительства. Но все они в той или иной мере продолжали зависеть от казны.

Укреплению положения промышленников и особенно купцов способствовала состоявшаяся при Елизавете Петровне отмена внутренних пошлин. Давно объединенная политически Россия только к середине XVIII века стала единым целым с экономической точки зрения. Всемерно способствовала усилению российского капитала Екатерина II. В "Жалованной грамоте городам" она даровала купеческому сословию монопольное право торговать на территории Российской империи. При ней появился Ассигнационный банк, который стал выдавать долгосрочные ссуды под сравнительно небольшие проценты.

Читайте еще: Домохозяйка в Марокко - пережиток прошлого

Она же реформировала созданную Петром гильдейскую систему. При Екатерине Великой весь торговый люд стал подразделяться на три гильдии. В первую входили коммерсанты с капиталом не менее десяти тысяч рублей. Они обладали правом заграничной торговли, могли владеть фабриками и заводами, иметь морские суда. Купцы второй гильдии должны были иметь не менее тысячи рублей. Они также могли развивать промышленное производство, но торговать могли только внутри страны. Им разрешалось иметь речной флот. В третью гильдию вошли лавочники - мелкие торговцы и ремесленники, владельцы постоялых дворов и питейных заведений. Членство в ней стоило 500 рублей.

Все купечество было освобождено от подушной подати и рекрутской повинности. А купцы первых двух гильдий - и от телесных наказаний.

Конечно, включение торгового люда в сословные рамки было выгодно прежде всего властям, поскольку упрощало налогообложение. Но набиравшее ход развитие коммерческой деятельности все сложнее укладывалось в структуру сословного общества. Уже в начале XIX века монопольное право купечества на торговлю было подорвано так называемыми "торгующими крестьянами". Как правило, это были крепостные, которых помещики переводили с барщины на оброк.

В начале царствования Александра I им разрешили сперва лавочную, то есть розничную торговлю, а затем и оптовую. В конце его правления крепостные получили право заводить собственные предприятия. Складывалась парадоксальная ситуация: лично зависимые промышленники стали обзаводиться собственными крепостными! Так семья Гарелиных, крепостных фабрикантов графов Шереметевых, владела собственным селом Спасским.

В правление Николая I в России появляются первые частные банки. Старейший из них - "Юнкер и Ко" - открылся в 1818 году. Банкирский дом Штиглица в 1841 году организовал первый в российской истории государственный заем на 50 миллионов рублей. На эти деньги была построена Николаевская железная дорога из Петербурга в Москву.

При Николае Павловиче начинается бум создания акционерных обществ. Акционировались и старые предприятия. В этом процессе активно участвовал иностранный, прежде всего английский капитал.

Ускоренное проникновение капиталистических отношений в феодальное по сути сословное российское общество требовало его новой модернизации. Но твердо стоявший на охранительных началах Николай I, хоть и любил себя сравнивать с Петром Великим, но напуганный в начале своего царствования восстанием декабристов, оказался неспособным на реформы. Их инициатором стал уже его сын Александр II, стимулом для которого стала катастрофа Крымской войны.

Сергей Подосенов
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.