В Якутии забит "золотой стык" железной дороги Беркакит — Томмот — Нижний Бестях. Она соединит северную часть России с основными магистралями страны. На юге она соединяется с Байкало-Амурской магистралью и Транссибом. Конечной точкой пока стал населенный пункт Нижний Бестях. Однако отсюда магистраль может пойти в Магадан и на американский континент.
Решение о строительстве железной дороги в Якутию было принято еще в 1985 году. Но к1995 году был построен только первый участок до станции Томмот, который был запущен во временную эксплуатацию. Работы по строительству второй части дороги начались в 2004 году. В 2011 году железку дотянули до Нижнего Бестяха, общая протяженность составила808 километров.
На церемонии открытия магистрали присутствовал президент РФ Дмитрий Медведев. "Обязательно нужно соединить магистраль с Якутском, пройти через Лену, чтобы все было по-человечески", — заявил президент. Каким образом будет построен переход через Лену, пока не решено.
Региональные правительство склоняется к строительству моста в Табагинском створе реки, который сможет пропускать как железнодорожные составы, так и автомобили. Для этого придется построить почти сто километров железной дороги на отрезке Правая Лена — Якутский. А также модернизировать 24 и построить с ноля16 километров автодороги до Якутска.
Однако специалисты по вечной мерзлоте из РАН дали отрицательное заключение по проекту моста, так как зафиксированные движения грунтовых масс могут обрушить объект. Рассматривается вариант строительства тоннеля под рекой. Выйдет на треть дешевле, однако опыта подобных работ пока не имеется.
Планируется, что по новой дороге будет ежегодно проходить до 3 млн тонн грузов, а к 2015 году объемы увеличатся до 12 млн тонн. К 2030 показатель может достичь 20 млн тонн. Запустить пассажирские перевозки будет возможно после строительства соответствующей инфраструктуры. Кадровых специалистов, которым придется работать в сложнейших условиях, будут готовить тут же. Нынешней осенью в Нижнем Бестяхе открыли железнодорожный техникум.
"Сдача в эксплуатацию железнодорожной линии "Беркакит — Томмот — Якутск" создаст все предпосылки для значительного увеличения объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона, для ускоренного развития инфраструктуры прилегающих территорий. С вводом железной дороги может стать реальностью создание нового трансконтинентального логистического коридора из стран Азии через Северный морской путь в страны Западной Европы и Северной Америки, что имеет огромное значение для всей Российской Федерации", — цитирует президента Якутии Егора Борисова Интерфакс.
Не исключено, что железнодорожная магистраль пойдет дальше на Магадан и станет первым участком трансконтинентальной магистрали, которая свяжет Евразию и Америку через Берингов пролив.
Железнодорожное сообщение с Якутией — это не единственный северный магистральный проект современной России, начало которому было положено еще в СССР.
Проект "Белкомур" предполагает строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь.
Новая радиальная магистраль должна напрямую связать Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший транзитный путь в Северную Европу из Казахстана и Средней Азии.
Участки будущего Белкомура, на данный момент являющиеся частями других магистралей, уже функционируют. Их требуется модернизировать и соединить. Протяженность новой спрямляющей железнодорожной магистрали составляет1155 км. Полностью необходимо уложить 715 км путей, остальное — реконструкция и усиление действующих линий.