Кто будет доминировать в русском небе?

В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий ввести понятие доминирующего положения на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок. Доминирующей может считаться компания, доля которой на маршрутах в географических границах РФ превышает 25%. Как полагают эксперты, принятие законопроекта может нанести удар по планам "Аэрофлота".

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О естественных монополиях" был внесен депутатом от "Единой России" Андреем Голушко на этой неделе.

Полномочиями по ограничению авиационных тарифов и определению методики их расчета на внутрироссийских линиях депутаты предлагают наделить Федеральную антимонопольную службу. Также ФАС должна заняться выдачей "сезонных" лицензий в период повышенного спроса на определенных маршрутах. Выдавать "сезонные" лицензии предполагается лоукостерам, в том числе иностранным, следует из законопроекта.

Впрочем, пока законопроект не поступал по официальным каналам в ФАС и Минтранс, а потому комментировать его чиновники не спешат.

На долю крупнейшего в стране "Аэрофлота" приходится около 15% рынка внутрироссийских перевозок. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2010 году лидерами на внутренних линиях были авиакомпания "Сибирь", занимающая 15,3% рынка, "Аэрофлот" (14,3%) и "ЮТэйр" (13,1%).

Однако "Аэрофлот" контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок. Таким образом, доля "Аэрофлота" в общем объеме авиаперевозок российских компаний достигает примерно 25%.

Кроме того, у компании имеются планы по обеспечению доминирующего положения. Об этом в прошлом году на встрече с премьер-министром Путиным говорил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. В пример приводились крупнейшие международные перевозчики, доминирующие на рынках своих стран.

"Сегодня компания "Аэрофлот" занимает примерно 25% (вместе с "дочками") авиационного рынка России. Если мы возьмем наших реальных конкурентов: это "большая тройка" — British Airways, Air France и Lufthansa, — то, к примеру, Lufthansa у себя дома вместе с "дочками" удерживает примерно 60% домашнего рынка. Alitalia — примерно 60% домашнего рынка. 50% домашнего рынка удерживает Air France, сказал гендиректор.

С 2011 года перевозчик планировал присоединить к себе еще 6 мелких авиакомпаний. Это "Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", а также 100% акций компаний, образуемых при приватизации ФГУП ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии" и ФГУП "Кавминводыавиа".

Консолидация увеличит долю "Аэрофлота" на внутренних перевозках до 37%, а это существенно больше предлагаемого лимита в 25%. Таким образом, принятие нового законопроекта угрожает планам "Аэрофлота" по созданию одного из глобальных мировых перевозчиков.

Хорошо известно, что рынок авиаперевозок в России и в мире склонен к монополизму. Однако внутренние коммерческие авиаперевозки в большей части стран охраняются правительством, а соотношение иностранных и национальных перевозчиков на международных рейсах регулируются межправительственными соглашениями.

Таким образом, новшеством законопроекта является идея введения временных лицензий для перевозчиков-дискаунтеров. По логике, это может усилить ценовую конкуренцию и снизить цены на авиабилеты в период наиболее высокого спроса. Впрочем, линейная логика не всегда применима к столь сложному комплексу, каковым являются авиаперевозки.

Та же ФАС расследует монополизм на рынке, изучая деятельность не только авиаперевозчиков, но и поставщиков ГСМ и сервисных компаний аэропортов.

Стоит также напомнить, что российские компании по отдельности могут вступать в международные альянсы авиаперевозчиков. Например, один из лидеров перевозок на отечественном рынке компания "Сибирь" (S7 Airlines) в конце прошлого года вступила в альянс Oneworld, куда входят также British Airways, American Airlines, Cathay Pacific, Finnair, Malev, Iberia, LAN.

Что касается "Аэрофлота", то он вступил в альянс SkyTeam еще в 2006 году. Учитывая, что альянсы склонны под видом бонусных программ и унифицирования уровня обслуживания вести согласованную ценовую политику, допуск иностранных компаний на внутренние рейсы необходимо рассматривать еще и с точки зрения их принадлежности к мировым альянсам.

Законопроектом предлагается изменить систему сертификации региональных гражданских аэропортов, так как требования к крупным международным авиаузлам и региональным аэровокзалам и аэропортам не могут быть одинаковыми. Это действительно может дать толчок к развитию в стране сети авиаперевозок, что является плюсом на наших пространствах. Однако дифферценировать требования к аэропортам разного уровня предлагается почему-то ФАС, которая сертификацией аэропортов не занималась.

По данным Росавиации, в 2010 году авиакомпании страны перевезли 57 млн пассажиров. Подсчет ведется по количеству проданных билетов, то есть количество уникальных пассажиров стоит смело делить как минимум на два. С учетом полета туда и обратно, в прошлом году слетало 28,5 млн пассажиров. Но только по разу.

Таким образом, количество уникальных пассажиров, которое является одним из показателей доступности авиатранспорта, еще меньше. Реально летают по стране и за рубеж лишь несколько миллионов россиян. Для большинства населения авиатранспорт недоступен, из-за разницы в доходах и ценах на билеты.

Виталий Сальник
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.