Ранее самые удачливые из недобросовестных участников рынка в лучшие для себя месяцы зарабатывали $5-6 млн, но операторы до поры до времени не хотели выносить сор из избы, так как мошенничество было направлено, в первую очередь, против них самих. Теперь же злоумышленники переключились на абонентов. Их ежегодный доход составляет теперь $160 млн. Такие данные на конференции в Москве привел начальник департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «Мегафон» Сергей Хренов, пишет РИА Новости.
Активизация мобильных мошенников стала заметна в конце лета 2009 года, и уже в феврале 2010 года количество фрод-инцидентов с участием premium-номеров (PRS) выросло в 35 раз по сравнению с февралем 2009 года. В январе-апреле 2010 года в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступило в 3 раза больше жалоб, чем за весь 2009 год. По статистике, каждый пятый россиянин поддался обману злоумышленников.
Согласно данным оператора, 58% жалоб на мошенничество с premium-номерами приходится на Московский регион, 12% - Северо-Западный регион, 10% - Кавказский, 9% - Дальневосточный. Меньше всего претензий (1%) поступает от абонентов Сибирского региона.
При этом 49% абонентов столичного филиала «МегаФона» жалуются на мошенничества в виде блокировки компьютера, 16% - некорректный интернет-сервис, 7% - открытки, 4% - некорректное указание стоимости SMS, 24% - другое.
Как рассказал Сергей Хренов, в основном мошенничества с PRS - это так называемые «сервисы без сервиса» - чтение SMS, сканеры тела и т. п.; блокираторы Windows; порнобаннеры и псевдоантивирусы; «открытки»; некорректное указание количества или стоимости SMS.
Сергей Хренов отмечает, что пользоваться ненадежными сервисами человека заставляет любопытство: человек хочет узнать, кто пишет SMS его подруге, и готов за это заплатить.
Попавшимся на удочку мошенников абонентам следует немедленно заявить об этом оператору. С одной стороны, скорее произойдет возврат потраченных средств; с другой, полученная информация поможет в борьбе с преступниками. Проверив достоверность сообщения, компания произведет возврат средств на счет абонента.
«МегаФон» с 2010 года начал реализацию комплекса мер по борьбе со злоумышленниками. Приоритетными направлениями в этой борьбе выделены: ужесточение требований к контент-провайдерам; разработка и внедрение специальных сервисов; оперативное разрешение претензионных обращений и информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты.
С 1 мая 2010 года «МегаФон» ввел ряд нововведений в договор с контент-провайдерами в части ужесточения требований. В частности, введены более жесткие штрафные санкции за сервисы, используемые в мошеннических схемах (до 90 % от прибыли); регламент взаимодействия по претензионным обращениям, по которому мошеннический сервис должен быть заблокирован в течение трех часов с момента установления злодеяния.
В течение последних месяцев запущены сервисы, помогающие избежать обмана, среди них - автоинформирование о стоимости SMS на premium-номер, когда у абонента спросят подтверждение отправки сообщения; услуга «Мобильный прайс», которая позволяет узнать стоимость SMS на premium-номер (нужно просто отправить на данный номер символ $); и самое радикальное решение - запрет отправки SMS на premium-номера.
В качестве еще одной меры оператор запустил на сайте проект «Защити свой телефон». Там размещается информация о видах мошенничества с рекомендациями по противодействию и другими полезными справками.
Кроме того, как известно, наиболее уязвимая категория абонентов - дети. Сотрудники «МегаФона» проводят в учебных заведениях занятия, в ходе которых ребята знакомятся с мобильной связью и опасностью, которую она может нести. В помощь родителям - услуга запрета отправки SMS на короткие номера. Стоимость данного сервиса в разных регионах присутствия колеблется от 20 до 150 руб. в месяц.
Что касается конкурента «МегаФона» - «Билайна», то на сегодняшний день оператор также применяет ряд мер по защите абонентов от мошенничества. Благодаря онлайн-тарификации абоненты не уходят в «минус», покупая контентные сервисы. Кроме того, есть жесткое требование к контент-провайдерам на всех рекламных материалах однозначно указывать стоимость «для абонентов «Билайн». Третья мера состоит в том, что все СРА-партнеры должны самостоятельно осуществлять онлайн-мониторинг всех рекламируемых услуг и выискивать некорректное указание цены. В случае нарушений применяются жесткие меры - экономические рычаги давления на СРА-партнеров. С февраля 2010 года при возникновении инцидента «Билайн» руководствуемся принципом: сначала «отрубаем номер», на который пришла жалоба, потом разбираемся с контент-провайдером». Также «Билайн» скоро запустит систему предупреждения абонента о стоимости заказанной услуги.
В «МегаФоне» говорят, что меры, принимаемые компанией в течение полугода, позволили снизить количество жалоб на мобильных мошенников в 4 раза, случаев мошенничества с короткими номерами стало меньше в 1,5 раза. Всего за январь-июнь 2010 года «МегаФон» получил 2500 жалоб абонентов на мошенничество с использованием коротких номеров, а также более десятка запросов регулирующих органов. С привлечением правоохранительных органов было выявлено и заблокировано более 200 мошеннических сайтов. Ежедневно блокируются от 20 и более мошеннических префиксов.
На самом деле, конечно, пострадавших больше. Просто большинство из них предпочитает молчать: суммы, которые достаются мошенникам, часто невелики - до 300 руб., если речь идет о платных SMS. В этих случаях абоненты не обращаются ни к операторам, ни в правоохранительные органы.
«МегаФон намерен развивать и совершенствовать методы борьбы с мобильными мошенниками. Мы уверены, что только активные и скоординированные усилия всех заинтересованных сторон и внедрение передовых технологий для борьбы со злоумышленниками способны решить эту значимую проблему и минимизировать ущерб от незаконных действий мошенников», - сказал Сергей Хренов.