Абонент временно атакован

Ранее самые удачливые из недобросовестных участников рынка в лучшие для себя месяцы зарабатывали $5-6 млн, но операторы до поры до времени не хотели выносить сор из избы, так как мошенничество было направлено, в первую очередь, против них самих. Теперь же злоумышленники переключились на абонентов. Их ежегодный доход составляет теперь $160 млн. Такие данные на конференции в Москве привел начальник департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «Мегафон» Сергей Хренов, пишет РИА Новости.

Активизация мобильных мошенников стала заметна в конце лета 2009 года, и уже в феврале 2010 года количество фрод-инцидентов с участием premium-номеров (PRS) выросло в 35 раз по сравнению с февралем 2009 года. В январе-апреле 2010 года в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступило в 3 раза больше жалоб, чем за весь 2009 год. По статистике, каждый пятый россиянин поддался обману злоумышленников.

Согласно данным оператора, 58% жалоб на мошенничество с premium-номерами приходится на Московский регион, 12% - Северо-Западный регион, 10% - Кавказский, 9% - Дальневосточный. Меньше всего претензий (1%) поступает от абонентов Сибирского региона.

При этом 49% абонентов столичного филиала «МегаФона» жалуются на мошенничества в виде блокировки компьютера, 16% - некорректный интернет-сервис, 7% - открытки, 4% - некорректное указание стоимости SMS, 24% - другое.

Как рассказал Сергей Хренов, в основном мошенничества с PRS - это так называемые «сервисы без сервиса» - чтение SMS, сканеры тела и т. п.; блокираторы Windows; порнобаннеры и псевдоантивирусы; «открытки»; некорректное указание количества или стоимости SMS.

Сергей Хренов отмечает, что пользоваться ненадежными сервисами человека заставляет любопытство: человек хочет узнать, кто пишет SMS его подруге, и готов за это заплатить.

Попавшимся на удочку мошенников абонентам следует немедленно заявить об этом оператору. С одной стороны, скорее произойдет возврат потраченных средств; с другой, полученная информация поможет в борьбе с преступниками. Проверив достоверность сообщения, компания произведет возврат средств на счет абонента.

«МегаФон» с 2010 года начал реализацию комплекса мер по борьбе со злоумышленниками. Приоритетными направлениями в этой борьбе выделены: ужесточение требований к контент-провайдерам; разработка и внедрение специальных сервисов; оперативное разрешение претензионных обращений и информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты.

С 1 мая 2010 года «МегаФон» ввел ряд нововведений в договор с контент-провайдерами в части ужесточения требований. В частности, введены более жесткие штрафные санкции за сервисы, используемые в мошеннических схемах (до 90 % от прибыли); регламент взаимодействия по претензионным обращениям, по которому мошеннический сервис должен быть заблокирован в течение трех часов с момента установления злодеяния.

В течение последних месяцев запущены сервисы, помогающие избежать обмана, среди них - автоинформирование о стоимости SMS на premium-номер, когда у абонента спросят подтверждение отправки сообщения; услуга «Мобильный прайс», которая позволяет узнать стоимость SMS на premium-номер (нужно просто отправить на данный номер символ $); и самое радикальное решение - запрет отправки SMS на premium-номера.

В качестве еще одной меры оператор запустил на сайте проект «Защити свой телефон». Там размещается информация о видах мошенничества с рекомендациями по противодействию и другими полезными справками.

Кроме того, как известно, наиболее уязвимая категория абонентов - дети. Сотрудники «МегаФона» проводят в учебных заведениях занятия, в ходе которых ребята знакомятся с мобильной связью и опасностью, которую она может нести. В помощь родителям - услуга запрета отправки SMS на короткие номера. Стоимость данного сервиса в разных регионах присутствия колеблется от 20 до 150 руб. в месяц.

Что касается конкурента «МегаФона» - «Билайна», то на сегодняшний день оператор также применяет ряд мер по защите абонентов от мошенничества. Благодаря онлайн-тарификации абоненты не уходят в «минус», покупая контентные сервисы. Кроме того, есть жесткое требование к контент-провайдерам на всех рекламных материалах однозначно указывать стоимость «для абонентов «Билайн». Третья мера состоит в том, что все СРА-партнеры должны самостоятельно осуществлять онлайн-мониторинг всех рекламируемых услуг и выискивать некорректное указание цены. В случае нарушений применяются жесткие меры - экономические рычаги давления на СРА-партнеров. С февраля 2010 года при возникновении инцидента «Билайн»  руководствуемся принципом: сначала «отрубаем номер», на который пришла жалоба, потом разбираемся с контент-провайдером». Также «Билайн» скоро запустит систему предупреждения абонента о стоимости заказанной услуги.

В «МегаФоне» говорят, что меры, принимаемые компанией в течение полугода, позволили снизить количество жалоб на мобильных мошенников в 4 раза, случаев мошенничества с короткими номерами стало меньше в 1,5 раза. Всего за январь-июнь 2010 года «МегаФон» получил 2500 жалоб абонентов на мошенничество с использованием коротких номеров, а также более десятка запросов регулирующих органов. С привлечением правоохранительных органов было выявлено и заблокировано более 200 мошеннических сайтов. Ежедневно блокируются от 20 и более мошеннических префиксов.

На самом деле, конечно, пострадавших больше. Просто большинство из них предпочитает молчать: суммы, которые достаются мошенникам, часто невелики - до 300 руб., если речь идет о платных SMS. В этих случаях абоненты не обращаются ни к операторам, ни в правоохранительные органы.

«МегаФон намерен  развивать и совершенствовать методы борьбы с мобильными мошенниками. Мы уверены, что только активные и скоординированные усилия всех заинтересованных сторон и внедрение передовых технологий для борьбы со злоумышленниками способны решить эту значимую проблему и минимизировать ущерб от незаконных действий мошенников», - сказал Сергей Хренов.

Марина Волкова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.