В среду премьер-министр Владимир Путин провел совещание по дорожному строительству, на котором раскритиковал сложившуюся в отрасли ситуацию. В первую очередь, недовольство премьера вызвали «явно раздутые» сметы дорожного строительства, при том что дорог в России по-прежнему строится крайне мало и невысокого качества. Также он сообщил, что правительство приняло решение создать специальный фонд для финансирования строительства и ремонта дорог.
Свое выступление Путин начал с заявления о том, что экономический кризис еще сильнее усугубил проблемы дорожной отрасли.
«Сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере. Конечно, они существовали и раньше. Однако экономический кризис их усугубляет, некоторые проблемы встают особенно остро», - заявил премьер-министр.
По его словам, сегодня особо остро чувствуется проблема недостаточных объемов ремонта существующих трасс, что крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на ситуации с безопасностью.
«Однажды "сэкономив" на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги - это касается и федеральных трасс и трасс регионального значения», - сказал Путин.
Также глава российского правительства заявил, что в настоящее время сметы дорожного строительства явно «раздуты», а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики, передает ИТАР-ТАСС.
Он рассказал, что сам недавно проезжал по некоторым новым трассам и заметил, что их уже явно надо ремонтировать.
«Неоднократно поднимался вопрос о внедрении так называемых договоров "полного цикла", когда подрядчик не только строит дорогу, но и в течение длительного срока ремонтирует (ее). Пока необходимые изменения в законодательство не внесены», - сказал Путин.
Кроме того, по его словам, слишком медленно идут обновления нормативной базы и внедрение электронных торгов при распределении подрядов на дорожное строительство.
Также премьер отметил, что в России фактически отсутствует механизм, который гарантировал бы стабильность и предсказуемость финансирования в данной сфере.
При этом он назвал очевидным тот факт, что успешная реализация таких затратных и капиталоемких проектов невозможна, если объем выделяемых ресурсов может в любой момент измениться.
«То есть нужно более четко определиться с бюджетами и с частными источниками финансирования инфраструктуры, причем речь - как о финансировании крупных стратегических строек, так и о выполнении наших текущих обязательств», - сказал Владимир Путин, добавив, что теперь все проекты с использованием бюджетных средств будут под контролем. «Вчера мною подписано положение об осуществлении контроля и мониторинга за реализацией проектов, получивших бюджетные ассигнования», - сказал Путин.
Кроме того, премьер сообщил, что правительство решило создать бюджетный фонд для финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог. Причем такое же право будет предоставлено и субъектам РФ, сообщает РИА «Новости».
«Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда, где будут аккумулированы минимальные средства для поддержания дорожной сети», - сообщил Путин.
Как пишет «Коммерсант», речь о выделении в структуре бюджета отдельного фонда с заранее объявленным целевым назначением расходов, особым администрированием и с собственным наполнением фонда из источников доходов федерального бюджета.
Для обеспечения фонда будут повышены ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Около половины доходов от их увеличения по предложению Минтранса будут направляться в дорожный фонд.
Также федеральная часть дорожного фонда, по замыслу Минтранса, должна пополняться за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла. Еще одним возможным источником дохода в Минтрансе называют акцизы на автомобили и мотоциклы, а так же НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории РФ и импортируемых.
В результате возможные доходы федерального дорожного фонда могут составить до 475 млрд руб. в год.
Региональную часть дорожного фонда помимо трансфертов из центра предлагается формировать из доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и масла, производимые на территории РФ, и платы по договорам о присоединении дорожного сервиса к автодорогам регионального значения. Также предлагается направлять в фонд 1,5% от налога на прибыль организаций.
Вместе с тем, правительство отмечает, что дорожный фонд вряд ли появится в ближайшее время. Так как его создание требует внесения серьезных изменений в Налоговом и Бюджетном кодексах.
Сейчас финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автодорог общего пользования идет в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».