Американский деловой журнал Forbes обнародовал традиционный рейтинг двух тысяч наиболее влиятельных компаний мира. Большее присутствие в нем по-прежнему у США и Японии. Лучшее место России в рейтинге - 16-е. Сюда журнал поставил «Газпром». Что касается секторов экономики, то надежней всего себя чувствуют банки, получившие государственную помощь.
В списке представлены компании из 62 стран. На долю США в списке приходится 536 компаний. На долю Японии - 270. У России - 28 компаний. У соседей по БРИК больше: у Китая - 113, у Индии - 56, у Бразилии - 33 компании. В список двух тысяч крупнейших компаний вошли организации даже из таких стран, как Оман и Ливан. Кроме того, значительное присутствие в списке получили корпорации из Ирландии, Южной Африки и Швеции.
Несмотря на кризис, самое большое представительство в списке у банковского сектора. Сказались те вливания финансов, которые помогли банкам остаться на плаву в сложные месяцы. На них приходится 308 мест в списке. Нефтегазовый сектор представлен 115-ю компаниями.
Вместе с тем, лидером по росту продаж стал сектор страхования (рост на 27%), а лидером по росту прибыли - лекарственные и биотехнологические компании (рост на 20%). Общая выручка двух тысяч ведущих компаний на 2010 год составила $30 трлн, общая прибыль - $1,4 трлн, а общая рыночная стоимость насчитывает $31 трлн.
Первое место в списке крупнейших компаний мира занимает американский банк JPMorgan Chase с рыночной стоимостью в $166,19 млрд. Кстати, в прошлом году банк занимал в списке лишь 16-е место. JPMorgan Chase - одна из старейших и самых влиятельных финансовых компаний на планете, образовавшаяся в результате слияния Chase Manhattan Corporation и J.P. Morgan & Co. Компания, расквартированная в Нью-Йорке, является лидером в сфере инвестиционного банкинга, финансовых услуг, доверительного управления.
На второй строчке рейтинга Forbes находится концерн General Electric($169,65 трлн), а третье место занимает Bank of America ($167,63 трлн). В пятерку крупнейших и наиболее влиятельных глобальных компаний также вошли нефтегазовая корпорация Exxon Mobil и китайский банк ICBC.
В первую десятку лучших журнал также включил испанский банк Banco Santander, увеличивший капитализацию за год на 115%, американский банк Wells Fargo, показавший рекордные продажи и прибыль в 2009 году, британский банк HSBC Holdings, голландскую нефтегазовую компанию Royal Dutch Shell, в прошлом году занимавшую второе место, и британскую нефтегазовую компанию BP.
Самое высокое место среди российских компаний занимает «Газпром», помещеный на 16-е место. По сравнению с аналогичным рейтингом предыдущего года российский газовый монополист потерял три позиции. «Газпром» - крупнейшая газовая компания мира, занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой, и реализацией в России и за ее пределами.
Среди компаний нефтегазового сектора в рейтинге Forbes российский холдинг занимает лидирующие позиции, опережая таких гигантов отрасли, как бразильская Petrobras, французская Total, американская Chevron и итальянская Eni. По данным издания, его продажи за год составили $115,25 млрд, прибыль - $24,33 млрд, активы - $234,77 млрд, рыночная стоимость - $132,58 млрд.
Из российских компаний в первую сотню также входят «ЛУКойл», который находится на 69 позиции, «Роснефть», занимающая 77 место, и Сбербанк - на 93-ем месте.
По сравнению с аналогичным рейтингом пятилетней давности обращает на себя внимание резкое падение таких финансовых гигантов как Citigroup и AIG, занимавших в 2005 году 1-е и 3-е место соответственно. Теперь они располагаются на 353-м и 762-м местах. Обе организации понесли тяжелые потери из-за глобального кредитного кризиса, а AIG, скорее всего, разорилась бы без поддержки государства.
Как отмечает журнал Forbes, экстремальные капризы бизнеса ухудшили работу компаний и сказались на падении дохода ведущих организаций мира. Однако сводный рейтинг наглядно демонстрирует то, насколько сравнимы эти титаны между собой. Вместе с тем, в нынешних тяжелых экономических условиях уровень корпоративного господства в развитых странах неуклонно снижается.
Рейтинг крупнейших компаний Forbes составляет не только на основе исключительно метрических, «однобоких» показателей, таких как, к примеру, продажи. «Вместо этого мы используем равную оценку по продажам, доходности, имеющимся активам и рыночной стоимости», - отмечает журнал.