Крупнейшие транснациональные производители продуктов питания и безалкогольных напитков, работающие в России, ограничат рекламу своей продукции для детей. Речь идет о кондитерских изделиях, чипсах и прочем фаст-фуде, польза от которого для юных организмов весьма сомнительна. Аналогичные меры уже приняты в ряде стран мира. Соглашение между российскими подразделениями пищевых ТНК вступит в силу с начала 2010 года.
Участниками соглашения стали Coca-Cola, Kellogg's, Kraft Foods, «Большевик», Mars, PepsiCo, Unilever, «Инмарко» и Nestle, которые ограничат рекламу некоторых своих продуктов для детей возрастом до 12 лет. Теперь к США, ЕС, Бразилией и ЮАР, где уже действуют подобные ограничения, присоединилась и Россия. Как пояснили представители Всемирной федерации рекламодателей, под запрет попадет только та продукция, которая не признается полезной Минздравом и Роспотребнадзором. Ограничения касаются теле- и радиорекламы, печатной продукции, интернета и сообщений по телефону. Также производители обещают не распространять свою рекламу в начальной школе, за исключением неких специально оговоренных случаев.
Подобные самоограничения не очень свойственны крупному бизнесу. Да и фактически никаких особых обязательств на себя компании не взяли. В российском медиапространстве крайне мала доля детских телепередач. В этом состоит объективное ограничение, которое FMCG-компании используют для социального пиара. Но факт практически полного отсутствия детских программ в эфире общедоступных каналов отнюдь не означает, что дети до 12 лет не смотрят телевизор. Де-факто они остаются потребителями данной рекламы, так как ограничение накладывается лишь специализированные возрастные программы и носители.
«В России компания де-факто соблюдала принципы обязательства, и сегодняшнее мероприятие, в ходе которого генеральный директор компании «Нестле Россия» Стефан Де Локер поставил свою подпись под аналогичным российским документом, подтверждает наши обязательства в отношении рекламы, направленной на детей до 12 лет, и стремление «Нестле» к продвижению здорового образа жизни. В настоящее время рекламная деятельность нашей компании полностью соответствует прописанным в обязательстве принципам и условиям и не будет подвержена изменениям», - прокомментировал подписание соглашения директор по корпоративным делам компании «Нестле Россия» Андрей Бадер порталу BFM.ru.
Производители продуктов питания работают на будущее. Одним из главных противников рекламы нездоровой пищи является Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). В 2008 году КонфОП предложила запретить рекламу всех продуктов питания детей до шести месяцев и показ на ТВ с 6:00 до 21:00 рекламных роликов всех продуктов с повышенным содержанием соли, сахара и жиров.
Вслед за ограничением рекламы пива и табака защитники здоровья соотечественников вполне могут взяться за фаст-фуд и прочие виды не очень полезных продуктов питания. Дело в том, что в Госдуме готовится поправки в закон о рекламе, многие положения которого уже устарели. Кстати, действующая редакция этого закона ограничивает рекламу в детских программах по хронометражу и размещению.
Хотя официальных законодательных инициатив по ограничению рекламы «неполезной» продукции пищевой отрасли пока не прозвучало, такие идеи, видимо, носятся в воздухе. Уловив тренд, ТНК решили сыграть на опережение, тем более что самим компаниям это ничего не стоило.