Федеральная антимонопольная служба встала на защиту российских любителей иномарок из-за рубежа. ФАС сомневается в необходимости фитосанитарного контроля всех ввозимых в страну автомобилей. Ведомство опасается, что такая мера приведет лишь к поборам с владельцев авто. Антимонопольщики возбудили дело в отношении Россельхознадзора и ФТС, которые новые правила ввоза машин придумали.
Российские любители автомобилей из-за рубежа уже привыкли к различным неудобным решениям со стороны властей. Так, в начале года правительство, стремясь поддержать в кризис местных автопроизводителей, ввело заградительные пошлины на иномарки с пробегом из-за рубежа.
Ну а в июле автолюбителям прибавили хлопот «санитары». С 15 июля при въезде в Россию старые легковушки, грузовики и микроавтобусы обязаны проходить фитосанитарный контроль. Однако на защиту потребителей встала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Антимонопольному ведомству пришлось не по вкусу желание Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы защитить Россию от вредных насекомых и растений, которые могут быть провезены в щелях и на колесах подержанной автотехники.
ФАС усматривает признаки согласованных действий между Россельхознадзором и ФТС России. А посему антимонопольное ведомство возбудило дело в отношении Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы (ФТС России) по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».
Нарушения «таможенников» и «санитаров» касаются 15 и 16 статей закона (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия органов власти).
Антимонопольщики считают, что такие действия могут привести «к необоснованному увеличению расходов» тех, кто ввозит иномарки из-за рубежа «в связи с введением для них не предусмотренных законодательством» РФ ограничений, говорится в сообщении ФАС.
Напомним, что еще 27 мая Россельхознадзор утвердил новый перечень подкарантинной продукции и товаров, подлежащих государственному фитосанитарному контролю.
4 июня Федеральная таможенная служба также согласовала новый список, в который попали все типы легковых, грузовых автомобилей, тракторы и некоторые виды спецтехники - от автокранов до пожарных машин.
Теперь все Б/У иномарки (как и другая продукция из перечня) должны дважды проходить фитосанитарный контроль.
Первый раз - при пересечении границы, и повторный - в конечном пункте следования. Сначала инспектор службы проводит визуальный осмотр. Однако при наличии оснований автомобильный секонд-хэнд должен быть задержан для проведения лабораторных анализов и экспертизы.
Причем согласно закону «О карантине растений» на экспертизу отводится до 20 календарных дней.
Как сообщалось ранее, подозрения Россельхознадзора могут вызвать остатки растений, насекомые, грунт в автомобиле, ведь на шинах и в щелях старых машин в страну могут попадать опасные вредители, обосновывали свое решение в Россельхознадзоре.
Примечательно, что по данным ведомства в 2007-2008 годах было выявлено 4.29 тыс. единиц техники, содержащих биологические материалы и почву, насекомых в живом и мертвом виде.
Из них в 14 случаях находки оказались опасными карантинными объектами - азиатской хлопковой совкой, американской белой бабочкой, непарным шелкопрядом и японским жуком.
Заметим, что владельцы бизнеса по продаже подержанных автомобилей называли такую инициативу Россельхознадзора очередным барьером для импорта иномарок в Россию. И их можно понять.
Напомним, что государство, стремясь поддержать в кризис местных автопроизводителей (как полностью отечественных, так и собирающих иномарки в России) уже ввело временные (на 9 месяцев) повышенные пошлины на подержанные автомобили из-за рубежа.
С 12 января импортные пошлины на легковые машины со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет увеличились в среднем до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным повышением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя).
Эта мера предсказуемо оказалась непопулярной среди населения и мелкого бизнеса по импорту иномарок. В России одни из самых высоких цен в мире на новые автомобили при весьма низких доходах граждан. Поэтому прежде покупка подержанной иномарки была одним из доступных способов улучшить качество жизни.
Сегодня рынок подержанных иномарок, который прежде был крайне силен в нашей стране, несет большие потери.
За первую половину 2009 года в Россию, по данным агентства «Автостат», юридическими лицами ввезено всего 10 тыс. подержанных иномарок. И это на 97% меньше, чем в первом полугодии 2008 года.
Ввоз новых автомобилей в первом полугодии 2009 года составил 284 тыс. штук. Данных об объеме ввоза автомобилей физлицами в 2009 году нет, но в «Автостате» считают, что он еще ниже.
Таким образом, импортеры машин с пробегом оказались между наковальней кризиса и молотом государственной политики поддержки отечественного автопрома. Может быть ФАС несколько облегчит их участь.