Россия - «черная дыра» для зарубежных туристов

Поток иностранных туристов в Россию неумолимо падает. Менее чем за месяц их число сократилось на 10-15%, с горечью констатируют туроператоры. Турбизнес загнан в угол бездействием российских операторов, уверены эксперты Bigness.ru.

Туроператоры всерьез обеспокоились статистикой. Они все меньше зарабатывают. По словам главы компании «Академсервис ДМС» Леонида Исаковича, наибольший спад в этом сезоне наблюдался на рынке Германии и Австрии: «Поток туристов из этих стран в Россию составил примерно 80% от прошлогоднего уровня, – передает его слова «Интерфакс-Туризм». – Аналогичные показатели у Бразилии и Португалии. Чуть меньше падение затронуло рынок Франции – число туристов из этой страны равно 92% от уровня 2007 года. Примерно на 5% просел израильский рынок».

О снижении интереса к России со стороны иностранцев сообщил и Дмитрий Сапгир, генеральный директор компании «Интерсити Сервис»: «У нас тоже наблюдается спад: итальянских туристов стало на 10% меньше, испанских – на 20%, французских – на 30%».

По словам генерального директора компании «Тари-Тур» Марины Левченко, нынешний сезон нельзя назвать удачным: «Мы зафиксировали очередное падение спроса на отдых в России. Дело, в первую очередь, в дороговизне, которая делает отдых в России не по карману основной массе туристов».

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, этот вид бизнеса почти десяток лет терпит крах: «Турпоток в Россию снижается уже как минимум с 2002 года. По статистике прошлого года иностранных туристов в Россию приехало меньше в 10 раз, чем в 1997 году. Связано это с неконкурентоспособностью российского турпродукта, в первую очередь, по цене. В Россию ехать дорого и оно того не стоит», – поделилась она с читателями Bigness.ru.

С тем, что в России незачем ехать и нечего здесь делать соглашается и другой наш эксперт, специалист по мотивации потребителя Виктор Тамберг. По его словам, уровень развития этой отрасли в стране отстал надолго, или даже навсегда.

Злая сонная горничная с мухобойкой в руках и в стоптанных тапочках, тараканы, общий душ и туалет для постояльцев…. Добро пожаловать, гости заморские, вас приветствует российская глубинка. Так, если утрировать, Россия до сих пор встречает зарубежных гостей, говорят специалисты.

При этом в нашей стране очень серьезный визовый режим, усложняет отдых необходимость регистрации в каждом населенном пункте, где останавливаются туристы, продолжает представитель РСТ. Кроме того, Россия – не пляжный регион, мы – холодная страна, здесь очень короткий сезон. Не добавляет привлекательности рынку отечественной туриндустрии и негативная информационная волна, связанная с внешнеполитическими отношениями России.

Проблем добавляет дороговизна путевок в Россию. Даже более или менее привлекательные и цивилизованные направления, такие, как Москва, Питер, города Золотого кольца, Байкал, Камчатка слишком недоступны в финансовом плане: «Например, для китайских и японских туристов тур в Россию стоит минимум 1500 евро за неделю, на те же самые деньги они могут отдохнуть в Восточной Европе с учетом перелета через территорию России уже две недели. Трехчасовой авиарейс из Токио в Петропавловск-Камчатский стоит около 1000 евро», – утверждает Ирина Тюрина.

Впрочем, по словам Виктора Тамберга, низкая цена это не главный фактор привлекательности отдыха. Было бы за что платить. У иностранных туристов, готовых поехать в Россию, на его взгляд, отсутствует четкое понимание того, что они получат от поездки. Это уже вопрос маркетинга и, в частности, брендинга.

По его словам, во всем мире все больше внимания уделяют своим уникальным национальным и территориальным брендам: например, Италия – это поход по модным магазинам, это старинная культура, музеи, это курорты, это итальянская кухня. Все это составляющие бренда страны.

В мире множество морских курортов, но все чем-то отличаются и каждый в чем-то уникален. Даже к продвижению отдельных городов и регионов страны, в Европе уже давно привлекают специалистов по маркетингу и брендингу.

Россия может похвастаться, разве что Москвой и Питером. Исторически так сложилось, что это привлекательные города, здесь есть на что посмотреть. Но кроме них, интересных объектов с точки зрения внешнего туризма, в России можно сказать и нет.

При этом, идей, которые могут продвигаться в России, много. Есть понятие «русская культура», которую можно разложить на составляющие и ориентировать на различные целевые группы. «Например: продвигать бренд “русская кухня”, как экологически чистый продукт, можно создать у западного обывателя интерес к нашей глубинке, укладу жизни, которого не коснулась цивилизация. Еще один элемент – охота-рыбалка – то, на чем можно заработать приличные деньги. А экстремальный туризм в России по определению может быть такой, что никому и не снилось», – говорит В.Тамберг.

Для развития турбизнеса в России, по его словам, необходим маркетинговый подход, то есть, сегментация аудитории, вычисление интересов конкретной частной группы иностранных туристов и подстройка под эти особые запросы отдельных групп.

Для каждой из этих групп должен предлагаться некий уникальный продукт, который включает в себя и идею посещения, и полный пакет разнообразных услуг, следующих из этой идеи: «То есть, тур должен предлагать для конкретной аудитории конкретное развлечение, интересное этой группе. Необходима стратегия, тактика, создание атрибутов, логотипов и имен, бренд должен найти свое место в сознании людей. А инфраструктура – это поддержка бренда и элемент туристического продукта. Она может быть разной для отдельных категорий. Не всем нужны 5-звездочные гостиницы. Для того же экстремального туризма, гостиницы вообще могут не потребоваться», – утверждает В.Тамберг.

Простора для развития более чем достаточно, было бы желание операторов рынка вкладывать средства в развитие новых направлений бизнеса.

Впрочем, И.Тюрина не совсем уверена в том, что турбизнес России вылезет из «глубокой ямы» самостоятельно: «Нас можно продвигать и очень неплохо – мы страна культурно-познавательного отдыха. Однако Россия выделяет совершенно смехотворные суммы для продвижения своих возможностей за рубежом. Когда нет информационной поддержки, снижается интерес к направлению», – считает она.

России необходимы крупные туристические операторы, которые владеют собственными сетями гостиниц, говорит В.Тамберг: «Если ничего не изменится, поток туристов будет сокращаться и дальше, иностранцы не удовлетворены качеством услуг и ценами на них. А если человек недоволен качеством услуги, то информацию об этом он распространяет во много раз более интенсивно, чем, если он чем-то доволен. Соответственно, желающих ехать в Россию будет все меньше и меньше».

Въезд в Россию снижается каждый год. Туроператоры ничего хорошего от своего бизнеса не ждут. При этом рынок идет по пути наименьшего сопротивления: «Что будет с нашим турбизнесом, сложно сказать. В нашей стране бардак. Особенно в провинции, где нет даже достаточного предложения комфортабельных гостиниц, нет персонала, нет желания что-то менять и вообще шевелиться. Здесь клубок противоречий и проблем, что действовать нужно во многих направлениях сразу, что усложняет задачу»,– считает Тамберг.

Требуется системная работа по выводу всех направлений турбизнеса из кризиса и немалые инвестиции. А на это способны только крупные западные игроки.

Стоит ли надеяться, что придут западные операторы и поднимут наш туристический бизнес с колен? В этом случае местным бизнесменам придется уже подстраиваться под их дудку. Впрочем, оптимизма по поводу прихода иностранных инвесторов в турбизнес России Ирина Тюрина не поддерживает: «Им будет тяжело организовать прием туристов, работать с местной “серой”, “черной” схемами налогообложения, им этого не понять, а иначе они не смогут заработать, привыкать к нашему быту», – заключает представитель РСТ. Так что развитие туриндустрии в России остается под большим вопросом.


Наталья Трефилова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.