Задержки рейсов AiRUnion – первая ласточка авиакризиса в России

Пользуйтесь услугами железной дороги. В России назревает авиационный коллапс. Задержки рейсов AiRUnion, тысячи не сумевших улететь пассажиров – первый прецедент, который говорит о надвигающемся кризисе на рынке авиаперевозок России, считает эксперт Bigness.ru.

Тысячи пассажиров, находившихся десятки часов в ожидании рейсов в зале аэропортов, отсутствие мест в гостиницах, непредвиденные затраты на новые билеты, пожелавших воспользоваться услугами членов-партнеров альянса AiRUnion – вот первые ласточки надвигающегося авиаколлапса.

В альянсе AiRUnion, в который входят авиакомпании «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Омскавиа», «Сибавиатранс» и «Самара», наблюдается серьезный кризис.

Как сообщается, у альянса накопилась большая задолженность перед поставщиками топлива, вследствие чего принадлежащие ему самолеты элементарно не могут подняться в воздух из-за пустых баков. Долг пяти этих компаний превышает, по предварительным оценкам, один миллиард долларов. Добиваясь оплаты, поставщики топлива перестали заправлять самолеты альянса.

По этой причине в среду, 20 августа, вышеназванные авиакомпании не выполнили из московского аэропорта «Домодедово» ни одного рейса. Исключением оказался рейс в Санкт-Петербург, который все же состоялся благодаря поддержке авиакомпании «Сибирь». Полная остановка вылетов альянса стала беспрецедентным случаем в новейшей истории авиационной отрасли страны.

Примерно такая же ситуация сложилась и в базовом аэропорту «КрасЭйра» – в Красноярске. Из-за задолженности перед заправщиком накануне не смогли вовремя вылететь несколько различных рейсов авиакомпании, которая первой ощутила на себе надвигающийся кризис.

Впрочем, AiRUnion достиг договоренности с поставщиками топлива о заправке части самолетов, выполняющих рейсы альянса. Позже появилась информация о том, что все рейсы, задержанные в «Домодедово», вылетят до 2.30 мск пятницы.

Рейсы альянса задерживались и раньше. Так, 10 августа самолеты «Домодедовских авиалиний» улетели из Петропавловска-Камчатского в Москву только после того, как авиакомпания частично погасила свои долги.

AiRUnion не стала отрицать свою вину. Там пеняют на резкий рост топливных цен, произошедший в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон. Это привело к образованию долга у всех авиаперевозчиков. Доходов от продажи авиаперевозок теперь не хватает на покрытие значительно возросших затрат», – отмечается в официальном заявлении.

По словам собеседника Bigness.ru, аналитика ИК «Антанта Пиоглобал» Александра Чурикова, «”КрасЭйр” давно занесена в список “нерадивых плательщиков”. Да и все остальные компании, входящие в состав этого альянса, не отличаются сильной рентабельностью, у них сильные долговые проблемы, в частности, компания “КрасЭйр” обладает относительно устаревшим парком самолетов, где-то примерно 80% парка самолетов составляет советский Ту».

Сложившаяся ситуация может выйти альянсу боком – накануне Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) грозилось лишить «КрасЭйр» свидетельства эксплуатанта, если задержка рейсов авиакомпании вновь повторится. «Мы создали комиссию по расследованию и выяснению причин задержек рейсов “КрасЭйр”. Завтра, 21 августа, авиакомпании будет выдано предписание, в котором указывается, что в случае повторения задержек компания будет лишена свидетельства эксплуатанта», – поделился глава ведомства Евгений Бачурин.

Между тем, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что государство отчасти само виновато в проблемах альянса. Он напоминает об указе президента о создании на базе авиакомпаний AiRUnion объединенного перевозчика. «Государство предполагало создать конкурента “Аэрофлоту”, но авиакомпании альянса объективно не могут перевозить даже своих пассажиров». По его мнению, необходимо срочно расторгнуть этот указ.

Если же государство всерьез намерено спасти компанию, то, как основной акционер оно должно срочно покрыть все долги из бюджетных средств. С мнением О.Пантелеева соглашается и А.Чуриков: «Я думаю, компания собственными силами не сможет расплатиться по своим долгам. Это невозможно без продажи части своего авиапарка, без финансовых вливаний каких-нибудь Ростехнологий, которым сегодня передаются пакеты акций компаний. Без этого невероятно выйти на какую-то положительную рентабельность и расплатиться с долгами, по крайней мере, у “КрасЭйра” нет таких перспектив».

Между тем, как пишет «Российская газета», замруководителя пресс-службы госкорпорации «Ростехнологии» Александр Ужанов дал понять, что «пока госкорпорация не является акционером альянса, потому не вправе вести какую-либо финансово-хозяйственную деятельность в отношении авиакомпаний и альянса в целом. То есть вопрос, будет ли госкорпорация платить по долгам AirUnion, остается открытым».

По мнению нашего собеседника из ИК «Антанта Пиоглобал», неловкая ситуация с вылетами самолетов AiRUnion – первая ласточка надвигающегося авиаколлапса в России: «Это вполне возможно в нынешних условиях. Скорее всего, более негативно он отразится на перевозчиках, которые работают на Дальнем Востоке, где цены на топливо давно и намного превысили цены США и Европы, они даже от средней российской отличаются примерно на 14%. Топливный кризис скажется, прежде всего, на мелких региональных авиаперевозчиках. Они чаще всего обладают небольшим парком старых самолетов, не могут себе позволить их обновлять», – говорит аналитик.

Впрочем, радует то, что четверка крупных компаний, которые держат до 80% рынка авиаперевозок в России («Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТейр», «Сибирь») не будут поглощены кризисом, заключает А.Чуриков. С другой стороны, видимо, совсем скоро остальным 20% пассажиров придется пользоваться альтернативными воздушному видами транспорта.


Наталья Трефилова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.